XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 243 Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» Мурата Рамзи, были почерпнуты современными учеными А. С. Фатхи, А. Х. Вильдановым, М. Х. Надергуловым, Р. А. Ахметовым, М. Кемпером и А. Франком. Первая глава 5 части под названием ««Булгарский» патриотизм мусуль- манского гражданина России: Мухаммад-Али аль-Чукури (1826–1889)» моно- графии Михаэля Кемпера «Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: Исламский дискурс под русским господством» представляет собой наиболее подробное изложение биографии суфийского поэта среди имеющихся на русском языке. Дополняют изложенную в работе М. Кемпера информацию о жизни, родословной, творчестве и взглядах «булгарского» мыслителя научные статьи И. Р. Саитбатталова. Об изучении письменного наследия Мухаммада Али Чукури можно сказать следующее. Поэзия Мухаммада Али Чукури пока изучена недостаточно. Как справедливо заметил М. Кемпер в своей монографии: «До сих пор нет специ- ального исследования о поэзии Чукури, поэтому оценка ее направленности и содержания здесь может оставаться лишь очень неопределенной» 1 . Это объясняется тем, что оды и восхваления, важная часть стихотворного наследия Мухаммада-Али, долгое время оценивались «как не имеющие художествен- ной ценности и потому не заслуживающие специального изучения» 2 . Однако это в корне неверный подход по той причине, что неисследованные образцы поэзии восхваления являются благодатным полем для изучения поэтического языка Али Чукури и его образной системы. Кроме того, Мухаммад-Али часто вставлял в текст своих стихотворений автобиографические заметки, обнаруже- ние которых, безусловно, поможет исследователям глубже изучить жизненный путь поэта. Что касается дидактической и богословской литературы, вышедшей из-под пера суфия из Башкирии, то она также слабо изучена. Существуют как неопубликованные и непроанализированные произведения 3 , так и те, о содержании которых практически ничего неизвестно 4 . К такого рода произведениям можно отнести рукопись, которая была найдена в личной коллекции Бахтигарея Арманшина и над переводом и анализом которой сейчас ведется работа. 1 Кемпер М. Суфии и учeные в Татарстане и Башкортостана. Исламский дискурс под русским господством / пер. с немецкого И. Гилязов. — Казань: Российский ислам- ский университет, 2008. С.508. 2 Саитбатталов И. Р. Похвальные качества мударриса в работах Мухаммада-Али Чукури // Филология: научные исследования. 2019. №6. С. 21. 3 Саитбатталов И. Р. К вопросу о личных и творческих взаимосвязяхШихаб ад-Дина Марджани и Мухаммада-Али Чукури // МНИЖ. 2015. №11–4 (42). С. 24. 4 Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостана. Исламский дискурс под русским господством. С. 511.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=