XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

244 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII Рагозина С. А. (ИВ РАН, Москва) Что такое антропология ислама? К генеалогии исследовательского направления Российское классическое исламоведение прежде всего сконцентрировано на изучении священных текстов и иных первоисточников. И зачастую даже вопрос реинтерпретации этих текстов в современном пространстве, а тем более дискурсы и социальные порядки, которые формируют эти новые реинтер- претации, остаются «за кадром». К теме ислама обращаются арабисты, когда изучают историю ближневосточных обществ. Что же касается современности, то зачастую над исламской тематикой довлеет нарратив безопасности. В связи с активизацией в последнее время радикальных движений, исполь- зующих исламскую риторику, ислам все чаще рассматривается в терминах угрозы и поиска оптимальных стратегий противодействия экстремизму и тер- роризму. Подобная секьюритизация значительно редуцирует предмет исследо- вания, оставляя за скобками многообразие религиозных практик и форм суще- ствования мусульманских общин в России. И несмотря на наличие отдельных исследователей, занимающихся исторической и социальной антропологией, этнографией российского мусульманского сообщества, пока что рано говорить о складывании самостоятельного направления антропологии ислама. Представляется, что одна из причин — это недостаточный опыт теоре- тического осмысления богатой эмпирики, накопленной в ходе многолетних экспедиций и наблюдений. Данный доклад призван восполнить пробел в этом сегменте российской историографии. Излагая концепции ключевых западных теоретиков антропологии ислама, а также основные тезисы критики их подхо- дов, мы выстраиваем генеалогию этого направления исследований. Доклад построен преимущественно по хронологическому принципу. Анализируя смены парадигм в социальных науках в целом и в антропологии в частности, мы выделяем три периода становления антропологии ислама. Первый связан с работами К. Гирца 1 и Э. Геллнера 2 , в них были заданы основ- ные эпистемиологические тенденции в развитии этого исследовательского направления. Второй период — с конца 1970-х до начала 2000-х годов — впи- сывается в общий тренд антиколониальной критики антропологии за созда- ние эссенциалистских культурных описаний, используемых европейскими державами для перестройки незападных традиций в соответствии со своими модернистскими проектами. На волне этой критики и растущей популярности концепций власти и гегемонии М. Фуко и А. Грамши значительно расширяется 1 Geertz C. IslamObserved: Religious Development in Indonesia and Morocco. Chicago: University of Chicago Press, 1968; Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 2 Gellner E. Muslim Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=