XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

248 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVII Вопрос отношения российских мусульман к Османской империи и «Восточ- ному вопросу» имел, таким образом, стратегическое значение для Российской империи в контексте взаимодействия с соседней мусульманской империей в условиях довоенного мира. Мирное сосуществование двух империй гаран- тировало спокойствие на российских приграничных территориях с мусуль- манским населением, потенциально подверженным османской агитации к « джихаду против неверных » в случае военных действий. В этих условиях одна из самых влиятельных мусульманских газет Россий- ской империи «Переводчик-Терджиман», которая издавалась в Бахчисарае с 1883 по 1918 гг. известным просветителем российских мусульман Исмаилом Гаспринским (1851–1914), активно выступала за российско-османское сбли- жение. Данная газета распространялась также в Османской империи, а в числе ее читателей был султан Абдул-Хамид II (правил в 1876–1908) 1 . Газета «Терджиман» представляла интересы прогрессивно-настроенной мусульманской общественности, но будучи до 1905 г. фактически монополи- стом в сфере российско-мусульманских СМИ, она имела возможность высту- пать от лица всех российских мусульман в качестве их консолидированного «голоса», а также продвигать свою позицию по различным вопросам, не встречая конкуренции 2 . В контексте российско-турецких отношений в газете «Терджиман» зачастую использовался российский имперский дискурс, включающий такие характер- ные публицистические штампы как « Восточный вопрос » и « больной человек Европы ». Однако «Терджиман» не разделял распространенное в России пони- мание «Восточного вопроса» в значении потенциальной возможности после распада Османской империи овладеть «Царьградом» — Стамбулом, а также установить покровительство над Балканами. Он выступал за сохранение status quo при мирном сосуществовании двух империй. В частности, газетный дис- курс свидетельствует о критическом отношении ее редакции к самовосприя- тию Российской империи в качестве покровительницы османских христиан, а Османской империи, соответственно, российских мусульман 3 . Вместе с тем российско-османское сближение являлось важным внешне- политическим условием, способствующим реализации нациестроительного проекта И. Гаспринского, ориентированного на российских мусульман и под- разумевающего их консолидацию на почве общей религии (ислам), территории (Российская империя) и языка (т. н. общетюркского). Особо рельефно данный 1 Его величество турецкий султан // Переводчик-Терджиман, 1894. 12 ноября. 2 Тихонова Н. Е. Роль газеты «Терджиман» в процессе модернизации российских тюрок-мусульман на рубеже XIX–XX вв. // Научная мысль Кавказа. 2019. № 1. С. 42–47. 3 Тихонова Н. Е. Идеи российско-турецкого сближения во взглядах и переписке И. Гаспринского и М. О. Меньшикова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 295–298.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=