XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 247 Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» дачи знания, осуществление связи между прошлым и будущим поколениями через настоящее. С одной стороны, такой подход к изучению ислама представляется весьма перспективным для изучения специфики ислама на территории России и пост- советского пространства. Он позволяет проследить связь местных традиций (Северного Кавказа, Поволжья, Центральной Азии) с ранним, «классическим» исламом, обратить внимание на преемственность текстов, коранической экзе- гетики, философских и правовых установок. Такая методология позволяет рассматривать местную традицию как самоценную, самодавлеющую, а не пери- ферийную или «неправильную». Тем более, что среди современных мусульман- ских интеллектуалов и активистов мы встречаем слишком много сторонников аутентичности (традиции) без попыток учесть реалии современности, или, наоборот, модернистов, которые совершенно забывают о традиции и корнях. С другой стороны, использование подобной методологии при изучении ислама в России осложняется целым рядом обстоятельств. Во-первых, такая методология делает невозможной дальнейшую разработку и применение кон- структов «российский ислам», «российское мусульманство» и т.п., отказаться от которых, по всей видимости, сложно в силу определенной политической конъюктуры. Во-вторых, такой подход едва ли будет поддержан самими рос- сийскими мусульманами, количество которых в научном сообществе исламо- ведов стремительно возрастает. В-третьих, данный методологический подход может существенно препятствовать сближению светского академического исламоведения и религиозного исламского богословия в современной России. Тихонова Н. Е. (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) Российские мусульмане в контексте российско-османских отношений на рубеже XIX–XX вв. (на материалах газеты «переводчик-терджиман») Мусульмане поздней Российской империи составляли многомилионную часть населения, частично несли всеобщую воинскую повинность, преимуще- ственно являлись тюркоязычными и, в том числе, проживали на пограничных с Османской империей территориях. В свою очередь, религиозный авторитет османского султана-халифа распространялся на российских мусульман, в среде которых встречались случаи эмиграции в Османскую империю по религиозным мотивам (т. н. «мухаджирство»). Более того, священный для мусульман город Мекка находился в составе Османской империи, а дорога в хадж пролегала через ее столицу — Стамбул 1 . 1 Meyer J. H. Turks across empires. Oxford, 2014. P. 21–48.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=