XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

276 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIX Ахматшина Э. К. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Концепция функциональной грамотности в контексте языковой политики арабских стран Одной из задач языковой политики государства в области образования является увеличение показателей грамотности среди населения, что в свою очередь способствует экономическому развития государства, формированию гражданского общества, стабилизации и нормализации различных социально значимых процессов в нем. Грамотность является правом человека и основой для обучения на протяжении всей жизни 1 . Традиционно под грамотностьюпони- мается «определeнная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка» 2 . Однако с точки зрения профессионально-компетентностного подхода все чаще приходится говорить о «функциональной грамотности». В 1978 г. ЮНЕСКО постулирует: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффектив- ного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счeтом для своего собственного развития и для дальнейшего развития социального окружения» 3 . В декларации ООН от 2000 г. функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…способность полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники» 4 . Функциональная грамотность, также как и базовая грамотность, подразу- мевает, прежде всего, использование родного языка в качестве инструмента обучения и познания. В идеале человек посредством родного языка должен получить способности и умения эффективно интерпретировать информацию, генерировать, анализировать и применять ее в профессиональных, хозяй- ственных и других видах деятельности. Применительно к арабским странам родные языки/диалекты или «mother tongues» не являются официальными и преподавание в образовательных учреждениях ведется либо на общеарабском 1   Портал ЮНЕСКО. Грамотность для всех. URL: https://ru.unesco.org/themes/ gramotnost-dlya-vseh (дата обращения: 10.01.2021). 2 Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/education/text/2375915 (дата обращения: 10.01.2021). 3 Фролова П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom- razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 12.01.2021). 4 United nations Literacy Decade: education for all; International Plan of Action: implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=