XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 277 Круглый стол: «Политика и традиционализм в странах Азии и Африки» литературном языке, либо на европейских, либо образовательные программы комбинируют использование как минимум двух языков, включая ОЛЯ. В связи с этим не раз за новейшую историю БВСА вставал вопрос о целесообразности кодификации родных языков, внедрении диалектов в систему национального образования и даже секуляризации арабского языка 1 . С точки зрения педагогики язык является контентом. Знакомство с фонети- ческим строем родного языка происходит в раннем детском возрасте (3–4 года), и навыки чтения формируются к дошкольному возрасту (5–7 лет). В случае с системой образования в арабских странах ребенок с дошкольного возраста обучается ОЛЯ для формирования навыков чтения, но не на родном языке, а на формальном официальном языке. Арабские дети, начиная с начальной школы, учатся читать, писать, понимать на слух ОЛЯ. В данной связи возникают сле- дующие вопросы: 1) не имея возможности закрепить ОЛЯ в повседневном речепользовании, в какой степени может обучающийся носитель/пользователь ОЛЯ мыслить в широком понимании этого слова на этом языке, свободно выражаться и формулировать себя, тем самым развивая свою функциональную грамотность? 2) какое влияние оказывает диглоссия (сосуществование офици- ального и разговорного языков) на развитие и распространение функциональ- ной грамотности среди разных слоев населения? 3) существует ли качественная связь между языком обучения и показателями функциональной грамотности обучающихся? Ответы на данные вопросы, требующие масштабных исследо- ваний образовательных систем в арабских странах, помогут спрогнозировать дальнейшие векторы развития языковой политики в регионе. Бочаров В. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) «Традиционализм» в антропологическом дискурсе 2 Как известно, статус научной дисциплины определяется наличием пред- мета исследования, теории, и используемых методов. Однако, несмотря на, казалось бы, довольно длительную историю востоковедных исследований, возникших в Европе в XVII–XVIII вв., процесс институализации науки еще далеко не завершен. Налицо проблемы с идентификацией всех трех компо- нентов, определяющих статус востоковедения как самостоятельной научной дисциплины 3 . 1 Maamouri, M. (1998) “Arabic Diglossia and its Impact on the Quality of Education in the Arab Region”. Discussion paper prepared for the World Bank, the Mediterranean Development Forum, Marrakech, p. 7–16. 2 Исследование выполнено за счет гранта РФФИ (No 20–59–05006). 3 Введение в востоковедение. СПб, КАРО, 2011. С. 15–24.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=