XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 285 Круглый стол: «Политика и традиционализм в странах Азии и Африки» Давыдова Е. А. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Традиционное лидерство и государственные иерархии на Чукотке в советское и постсоветское время 1 Согласно интеракционистскому подходу, любое социальное взаимодействие сопровождается отношениями власти 2 . Власть — это способность индивида обеспечить достижение своих целей, когда их реализация зависит от агентно- сти (agency) других акторов 3 . В этой связи особый интерес составляют пред- ставление об эгалитарности оленеводческих обществ. Оленеводы и морские охотники на Чукотке традиционно относятся к эгалитарным обществам, о чем писали прежде этнографы и антропологи 4 . Если и определять специфику соци- альных отношений у оленных и приморских чукчей термином эгалитарность, то он должен пониматься не как отсутствие социального неравенства, а как своеобразие реализации этого неравенства. Своеобразие «существования» власти у чукчей заключалось в пластичности и ситуативности отношений доминирования и подчинения 5 . Колонизация Сибири Российским государством, начавшаяся в XVI в., дошла до северо-восточной ее части к середине XVII столетия. К XIX в. сформи- ровался и непрерывно происходил диалог между государственной властью, точнее ее конкретными представителями, и коренным населением региона. Но именно преобразования, реализованные в советское время, привели к инкор- порированию традиционных семейно-родственных коллективов, занимаю- щихся оленеводством или охотой на морского зверя в государственные струк- туры — колхозы, интернаты, сельсоветы и проч. В докладе ставится вопрос: как традиционные отношения власти, базировавшиеся на родстве, умениях конкретных людей, их ритуальных знаниях и опыте, соотносятся с иерархиями, создаваемыми государственными институтами? Аргументация будет построена на анализе биографий отдельных людей и конкретных интеракций, почерпну- 1 Исследование выполнено за счет гранта РФФИ (проект № 20–59–05006)/ 2 Giddens E. New rules of sociological method: A positive critique of interpretative sociologies. Cambridge-Oxford: Polity Press, 1993. 3 Там же. С. 117–118. 4 Малори Ж. Заметки о гомосексуальности и шаманизме у чукчей и эскимосов Азии // Ранние формы религии: материалы III советско-французского симпозиума. СПб.: МАЭ РАН, 1992. С. 90–96; Малори Ж. Последние короли Туле: С полярными эскимо- сами навстречу их судьбе. СПб.: Петрополис, 2002. С. 180; Ingold T. The Perception of environment: Essays on livelihood, dwelling and skill. London-NewYork: Routledge, 2002. P. 111–131. 5 Давыдова Е. А. Властные отношения в стойбищах амгуэмских оленеводов (по материалам В. Г. Кузнецовой) // Социальные отношения в историко-культурном ланд- шафте Сибири: сборник научных статей. СПб.: МАЭ РАН, 2017. С. 136–188.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=