XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

286 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XIX тых как из архивных документов советского времени, так и в ходе полевого опыта автора в 2017–2019 годах. В исследовании делается вывод, что полного совпадения государственной иерархии и чукотской не происходит. Послед- няя отличается пластичностью, в то время как для государственной системы характерна жесткая система подчинения низшего высшему. Так, должность «колхозного начальника» или бригадира не всегда влечет за собой авторитет в оленеводческой среде, но может использоваться местными жителями для подкрепления своего престижа. Обращаясь к терминологии П. Бурдье, можно сказать, что она является символическим капиталом, связанным и с экономиче- скими выгодами. В целом, государство, а именно, внедряемые им институты, правила, структуры, могут использоваться чукчами для накопления разных видов капитала: экономического, культурного, социального, символического, то есть укрепления своего статуса, приобретения власти в рамках локального сообщества 1 . Кроме того, материальные воплощения различных учреждений, создаваемых государством, представляют собой «аффордансы» — возмож- ности для осуществления практик, направленных на приобретение ресурса власти отдельными людьми. Джихангир Эрол (Издательство «Восточная библиотека», Стамбул) Отчуждение интеллектуала и интеллектуальное отчуждение Как известно, важнейшим концептом современной мировой истории явля- ется разделение на Восточный и Западный мир. В то время как одна сторона истории — проблема «модерна и Запада», другая — Восток и отношения на Востоке. Сложная и долгая история отношений между Востоком и Западом опре- деляется политико-экономическими и интеллектуальными отношениями между ними. Давление и принуждение, которое возникает в отношениях между людьми, вместе с развитием средств производства распространяется и на общество, охватывая отношения между социумами, классами, странами, превращась в общее различие между Востоком и Западом. Затем это различие входит в литературу социальной науки современности под понятиям «разви- тый-отсталый». В силу того, что основоположниками парадигм общественного развития изначально выступают западные интеллектуалы (современные западные антро- 1 Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=