XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

320 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX Рожавы в 2014 г., Анкара причислила сирийскую курдскую партию «Партию Демократический Союз» (PYD) к террористическим организациям, обвинив ее (небезосновательно) в тесных связях с запрещенной в Турции Рабочей Партией Курдистана (РПК). Кроме того, в ходе операций «Щит Евфрата» (август 2016 — март 2017) и «Оливковая ветвь» (январь 2018 — март 2018), турецкие войска под эгидой борьбы с исламистами и боевиками, фактически оккупировали один из кантонов Рожавы Африн, стремясь не допустить на сирийско-турецкой границе объединения трех курдских кантонов. В данном случае, помимо опасений Анкары, связанных с потенциальной радикализацией турецкого курдского движения под влиянием опыта сирийской Рожавы, военная кампания была направлена на недопущение создания транспортного коридора для экспорта энергетических ресурсов от Ирака до Средиземного моря через курдские территории в обход Турции. В значительной мере дальнейшей свободе действий Анкары способствовал внезапный вывод американского воинского контингента в начале октября 2019 г., что вынудило местные власти обратиться за военной поддержкой к Дамаску, серьезно ослабив позиции PYD и поставив под сомнение перспективу сохранения автономного статуса Рожавы. Беркович Н. А. (РГПУ, Санкт-Петербург) Курдский этнос в XXI в.: стратегия трансграничной консолидации I. Курды – палеогенетический этнос, наследники воинствующих мидийцев, обитавших в центре мировой цивилизации в Двуречье. Исторически курдский этнос (народ) позиционируется как детерриториальная общность, лишённая компактного проживания. Этногеографическое пространство разобщённого местобытия с названием Курдистан также детерриториально. Этнотопоним Курдистан фактически не более как условный термин, фиксирующий локально преходящее, но продолжающее оставаться разделённым курдское местобытие. Основоположник курдской историографии Шараф-Хан Бидлиси (1543–1604) в своей фундаментальной работе «Шараф-Наме» ещё в XVI в. пророчески утверждал, что Курдистан есть понятие временное, как отведённое простран- ство для курдов. Спустя пятьсот лет это предвидение окажется уместным применительно к трагическим перипетиям истории курдского народа и про- должает оставаться таковым в сложных этнополитических реалиях начала третьего тысячелетия XXI в. II. В современных реалиях к курдскому этносу применимо недостаточно корректное, но адекватное по своей значимости выражение «четвертование», констатирующее факт продолжающейся многолетней разделённости курдов

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=