XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 321 Круглый стол: «Курдский вопрос: история и современность» главным образом между четырьмя государствами: Турцией, Сирией, Ираком и Ираном, учитывая при этом их расселённость во многих зарубежных стра- нах. Доминантой стратегии трансграничной консолидации курдского этноса в XXI в. должно стать создание Большого Курдистана, Страны Курдов—само- достаточного, демократического, независимого национального образования. Неразрешимые коллизии разобщённости не могут длиться бесконечно, курд- ский этнос выстрадал своё государство. III. Именно таковым реально, а не гипотетически, как довольно часто случалось прежде, способен быть современный Иракский Курдистан, пред- ставляющий уникальную модель справедливого решения курдской проблемы в рамках одной страны. Иракский Курдистан способен позиционироваться как центр этнополитической консолидации, последующего длительного добровольного собирания соотечественников в Страну Курдов. Проблему выделения Курдистана из Ирака не следует демонизировать. Она, разумеется, неоднозначна и непредсказуема. В то же время не исключается возможность обоюдоприемлемого, цивилизационного «бархатного» развода. IV. Другая проблема не менее сложная и многозначная в том, как осуще- ствить трансграничную консолидацию. Востребованы практики толерантности, плюральной дискуссионности в нахождении взаимных уступок, временных соглашений и т.п. при условии преодоления фракционности, амбиций вождизма и тем самым междоусобных курдских противостояний. V. Трансграничная консолидация вне зависимости от территориальной локализации приобретает столь востребованную мобилизационную зна- чимость. Прежде всего это относится к курдской идентичности, имеющей иерархически множественную дифференцированную структуру. Назрела социально-психологическая потребность в концептуально обоснованной идее курдского национального возрождения, чтобы чётко, насколько это возможно, сформировать ответ на судьбоносный вопрос об историческом и политическом призвании курдов и значимости их культурно-цивилизационного потенциала для региона «Большого Ближнего Востока» и мирового сообщества. VI. Для трансграничной курдской консолидации востребована эффективная международная поддержка. Таковой может быть так называемая «мягкая сила», именуемая публичной дипломатией, характеризуемая открытостью и добро- желательностью, способствуя обоюдному взаимопониманию и поддержке. Однако возможности публичной дипломатии ограничены. VII. Представляется уместным инициировать создание комитета по курдской государственности под официальной эгидой ООН. Напомним, что впервые международное признание прав курдского народа на национально государственное самоопределение было зафиксировано Севрским договором еще в 1920 г. Сто лет назад! Курдский вопрос один из немногих аналогичных, но, пожалуй, наиболее длительный и нерешённый. Промедление с его нераз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=