XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

324 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX авторитета президент Эрдоган выбрал реформы, часть из которых касались системы религиозного образования в школах, стремясь консолидировать власть, объединив турецкий национализм и ислам. Данная тема мало исследована как в русскоязычных 1 источниках, так и в англоязычных 2 . В рамках данного исследования были опрошены граждане Турции, идентифицирующие себя как турки и как курды. Часть из них опре- деляет себя как мусульмане, другая часть как деисты, при этом этничность не повлияла на религию респондентов, за частую, решающую роль играло окружение. В ходе исследования было опрошено 12 человек, условно разде- ленных на три возрастные группы: от 20 до 25, от 25 до 30, от 30 и старше. Участники первой группы—это нынешние студенты бакалавриата и магистра- туры, не работающие или работающие частично, участники второй и третьей групп — выпускники вузов с полной или неполной занятостью. Большинство респондентов не знают друг друга и проживают в разных городах и регионах Турции. В каждой возрастной группе был как минимум один респондент, который обучается на педагогическом факультете или преподавал в школе на момент интервью. Интервью было условно разделено на три блока: 1) Персональное отношение к религии; 2) Отношение к внутренней политике Турции и вовлеченность в политику; 3) Отношение к изменениям, наблюдаемым после 2016 года в системе образования. Глубинные интервью были проведены в Zoom или Telegram, все участники дали согласие на запись разговора и его последующее использование в иссле- довании. Для обеспечения валидности интервью после расшифровки ответов результаты их интерпретации были уточнены у респондентов. Первый блок вопросов выявил, что респонденты, идентифицирующие себя как мусульмане, не выполняют все религиозные практики. По словам одного из респондентов, некоторые граждане « верят, что ислам— это часть турецкой культуры; рожденный в Турции считается мусульманином, а все турецкое при- равнивается к мусульманскому », отметив, что, даже не будучи государственной религией, ислам воспринимается как таковая. Курдоговорящие респонденты, идентифицирующие себя, как верующие, меньше вовлечены в религиозные практики, реже ходят в мечеть и читают Коран. Второй и третий блоки показали, что большинство молодых людей очень неохотно говорят о политике и избегают аффилиации с политическими парти- 1 Коротько Татьяна Владимировна Высшее образование в Турецкой Республике // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: фило- софия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 3. 2 İnal K. et al. (ed.). Neoliberal transformation of education in Turkey: Political and ideological analysis of educational reforms in the age of the AKP. Springer, 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=