XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

326 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX отражают полиэтничность иранской республики, но не заостряют внимания на этнокультурных особенностях курдского народа. Ключевой фигурой для ирано-курдского кинематографа, несомненно, явля- ется Б. Гобади. Для его творчества курдская тематика является стержневой, он делает фильмы о своем народе и для своего народа. «Время пьяных лошадей», «Затерянная в Ираке», «Черепахи могут летать», «Полумесяц» и многочис- ленные короткометражки — это разноплановые кинокартины, объединенные общей идеей показа угнетенного состояния курдов. В условиях движения курдского национализма кинематограф выступает важным средством борьбы за право народа на культурное самоопределение. Акценты режиссеров на национальные особенности дают курдам возможность заявить о себе как о самобытной части населения Ирана. Для этого исполь- зуется родной язык, колоритные образы, национальный костюм, народная музыка и пейзажная съемка, стойко ассоциирующаяся с курдской природой. Туман, снег, дождь, холод, сырая земля и камни — без этого фона немыслимо творчество Гобади, который, следуя эстетике Й. Гюнея и Ш. Герена в фильме «Дорога», снимает свои картины в суровых условиях горного климата Кур- дистана, подчеркивая этим характерные для курдского народа выносливость и стойкость. Иранские фильмы о курдах являются одновременно частью иранского национального киноискусства и важной составляющей истории курдского кинематографа в целом. Однако, несмотря на общность тем и идейного концепта ирано-курдского кинематографа и фильмов режиссеров-курдов, проживающих в странах Запада (или в Ираке/Турции), их кинокартины несколько отличаются. Выпущенные на Западе курдские фильмы более откровенны и прямоли- нейны—как на уровне визуального ряда, так и при проговаривании патриоти- ческих идей. В свою очередь, снятые в Иранском Курдистане работы Б. Гобади, погруженные в реалии иранской культуры, должны следовать требованиям исламской цензуры Исламской республики Иран. Актрисы ирако-курдского режиссера из Франции Х. Салима носят европейскую одежду с легким наме- ком на «курдскую экзотику», в то время как актеры Гобади строго соблюдают предписания мусульманского дресс-кода. В отсутствие возможности открыто выразить свою политическую позицию, Гобади насыщает визуальный ряд фильмов аллегорическими и метафорическими образами и создает в них атмосферу мистическо-религиозной духовности. Стоит также отметить, что индивидуальная авторская манера режиссера во многом опирается на каноны стиля иранской «Новой волны». Таким образом, фильмы Б. Гобади рассказы- вают о курдском этносе в поликультурном пространстве республики Иран, а курдский кинематограф в целом демонстрирует современное состояние взаимодействия курдского этнического сообщества в мире.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=