XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 329 Круглый стол: «Курдский вопрос: история и современность» сах на Ближнем Востоке. Однако курдские исследования демонстрируют обратную тенденцию: при анализе курдского национализма значение рели- гиозного фактора, как правило, преуменьшается; и в целом ортодоксальный суннитский ислам— религия подавляющего курдского большинства — зача- стую оказывается на периферии исследовательского интереса 1 . Сравнительно малое число работ, посвященных курдскому политическому исламу, во многом обусловлено устойчивостью стереотипа о незначительной религиозности курдов и сугубо секулярном характере их национального дви- жения, культивируемого лидерами светских националистических партий. Что касается политического ислама в Иракском Курдистане, то основное внимание исследователей привлекают джихадистские группы, возникшие в Ираке после падения режима Саддама Хусейна, причем материалы по данной теме зачастую носят оценочный характер, в то время как истоки развития курдского исламизма оказываются вне фокуса внимания ученых. По этой причине появление в регионе в 1990-е гг. достаточно влиятельного исламистского движения и последующее выделение в нем джихадистского крыла нередко рассматриваются в историографии как результат преимуще- ственно внешнего воздействия — «исламизации локального конфликта», подобной тем, что имели место в Алжире, Египте и Боснии в ходе притока «джихадистов-интернационалистов». Однако данная модель представляется не вполне удовлетворительной, поскольку не отражает глубинных изменений в самом курдском движении, подготовивших дальнейший успех исламистов. В настоящее время пробелы в исследованиях курдского политического ислама могут быть в значительной степени устранены за счет обращения к источникам личного происхождения — воспоминаниям и интервью участ- ников курдских исламских движений, в последние годы ставших доступными для анализа. Важнейшим источником такого рода является автобиография муллы Крекара, 2 одного из лидеров Исламского движения Курдистана, его ведущего теоретика, руководителя боевого крыла организации и ключевой фигуры в налаживании ее международных связей. Несмотря на серьезное сокращение и редактуру первоначального текста издателями, а также обсто- ятельства создания книги (написанной в тюрьме в преддверии суда, поэтому отбор фактов и подача материала в ней работают на то, чтобы снискать автору симпатии норвежской общественности) она содержит ряд ценнейших сведений 1 Cм. подробнее: van Bruinessen M. The Kurds and Islam. Working Paper №. 13, Islamic Area Studies Project, Tokyo, Japan, 1999. [this is a slightly revised version of the article in Islam des Kurdes (Les Annales de l’Autre Islam, No.5). Paris: INALCO, 1998, pp. 13–35], Leezenberg M. Political Islam among the Kurds/ Paper prepared for the International Con- ference ‘Kurdistan: The Unwanted State’. March 29–31, 2001. Jagiellonian University/ Polish-Kurdish Society, Cracow, Poland) 2 Mulla Krekar. Med egne Ord. Oslo: Aschehoug 2004. 248 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=