XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

330 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX о курдских исламских движениях региона от раннего периода деятельности курдской ветви «Братьев-мусульман» до возникновения джихадистских групп в 2000-е гг. В настоящем докладе предпринята попытка дать оценку выявленным источникам личного происхождения, и, основываясь на полученных данных, рассмотреть истоки возникновения политического ислама в Иракском Курди- стане, особенности его развития, а также его место в курдском политическом поле и взаимосвязи с другими как светскими, так и исламскими движениями. Вцелом анализ данной группыисточников показывает, чтоИсламское движе- ние Курдистана имело двойственную, религиозно-националистическуюприроду, а его возникновение следует рассматривать как наиболее серьезную попытку оспорить монополию светских партий на выражение курдских интересов. Именно националистическое измерение курдского исламского проекта придало ему ряд уникальных черт: от способности встроиться в междуна- родные сети, ориентированные на противоборствующие полюса глобального исламистского движения, до принципиальных отличий в идеологии его ради- кального крыла от других групп «салафитов-джихадистов». Макаренко В. В. (ИВ РАН, Москва) Факторы регионализации Курдистана в XVI–XIX вв. и ее последствия для современных социально- политических процессов в курдском мире Курдский вопрос и практически (политиками), и теоретически (учеными) рассматривается в слишком узких рамках. Это препятствует пониманию осо- бенностей генезиса современного Курдского мира как геосоциально задан- ного процесса, изменить вектор и динамику которого невозможно, используя современные политические инструменты — политические движения, в том числе и вооруженные и с внешней поддержкой; партии; идеологические схемы политиков, оказавшиеся эффективными в других странах и в других обстоятельствах. История Курдистана — это момент в развитии той части Средней Азии и Ближнего Востока, которая, с одной стороны, утратила свою самодостаточность как нечто, обладавшее до того потенциалом внутреннего развития, а, с другой, которая долгое время не была охвачена воздействием мир-системы, пребывая даже не на периферии, а за периферией капиталисти- ческой мир-системы. Во-первых, как правило, курдский мир изучается монодисциплинарно. Даже историки, казалось бы, обреченные подходить к вопросу комплексно, рассма- тривают генезис курдского мира в его нынешнем виде как безальтернативную

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=