XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 2 333 Круглый стол: «Курдский вопрос: история и современность» их достижения. Во-вторых, несмотря на господство курдского суннитского элемента в этноконфессиональной мозаике Курдистана, следует принимать во внимание религиозную и этническую неоднородность региона, которая способ- ствовала возникновению дополнительных противоречий на пути движения за автономию. Также не стоит забывать, что разобщенности курдов способствовало фактическое отсутствие у них единого языка. Кроме того, большое влияние на процесс развития движения оказал трайбализм—межплеменная рознь, стрем- ление некоторых племен и общин к отделению и обособлению, что явилось серьезным препятствием на пути к этнической и национальной консолидации. Переверзев К. Б. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Периодизация истории курдов на территории исторического Хорасана Исторический Хорасан, или Великий Хорасан, является исторической обла- стью Большого Ирана. В период своего расцвета Великий Хорасан включал в себя земли Афганистана, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. На территории исторического Хорасана, охватывавшего большие территории, проживало много народов, среди которых особое место занимали курды. Курды в Иране по своей численности занимали второе после азербайджанцев место среди населения окраин. Появление курдов на территории исторического Хорасана произошло ещe в XVI столетии, когда иранский шах и основатель династии Сефевидов Исмаил I при помощи туркоманских племeн кызылбашей, исповедовавших исламшиит- ского толка, уничтожал курдских племенных вождей и жестоко подавлял вос- стания курдских племен. Такая политика иранского шаха была вызвана борьбой Сефевидского государства с Османской империей по причине противостояния между суннитами и шиитами. Османский султан Селим I Явуз (Грозный) в ходе борьбы с сефевидами сделал ставку на курдов, которые поддержали османского султана в его борьбе с кызылбашами и были преимущественно суннитами. После ликвидации племенной верхушки курдов шах Исмаил I начал пере- селять курдов в северо-восточную часть Сефевидского государства для охраны границ и создания щита от нападений туркмен и узбеков в Хорасане, а также чтобы переселить курдское суннитское население из западной части своего государства, где на них мог оказывать влияние османский султан. Переселение продолжалось и в XVIII столетии при иранском шахе и основателе династии Афшаридов Надир-шахе. В XIX веке Российская Империя окончательно закрепилась в Центральной Азии. Северные земли Хорасана, на которых жили курды, оказались в составе

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=