XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

336 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XX и разгрома курдоведения, удалось реконструировать использовав материалы неопубликованных следственных и личных дел сослуживцев, подопечных и коллег А. Шамилова, например, К. К.Курдоева, С. Б.Джафарова и др. Они позволили проследить социальную активность А. Шамилова, который сочетал покровительство избранным лицам с успешной работой в области курдоведения и взаимодействием с государственными структурами. Несмотря на наличие множества публичных документов и материалов, касающихся Шамилова, лишь следственные и личные дела дают возможность изучить закулисный мир советского курдоведения и советской политики. Победоносцева-Кая А. О. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург), Кирпиченок А. И. (Библиотека им В. В. Маяковского, Санкт-Петербург) Из «курдского Иерусалима» в иерусалимский Катамон Еврейская община Курдистана существовала с раннего средневековья. Кур- дистанские евреи занимались ремеслом, сельским хозяйством и скотоводством, а конфликты с соседями—мусульманами, христианами и езидами скорее были исключением, чем правилом. Одним из важнейших центров еврейской общины был город Захо в Иракском Курдистане. Община Захо выделялась не только своей численностью, но и высоким авторитетом местных раввинов, благодаря чему Захо часто называли «курдским Иерусалимом». С началом 1920-х гг. новые тенденции проникают в самые отделенные регионы Ближнего Востока. После того, как Ирак оказался в сфере влияния Великобритании, перед евреями Курдистана открылись новые возможности. Они смогли занимать посты на государственной службе, в судебной системе, получили различные преференции от развития торговли. В то же самое время рост национализма, политические и экономические потрясения 1920–1940-х гг. не раз создавали угрозу для их безопасности. Еще с начала XIX в. евреи Курдистана эмигрировали в Палестину, прежде всего по религиозным мотивам. Выходцы из Захо занимали важное место в этом эмиграционном потоке и именно они составили большинство в общине курдистанских евреев в Иерусалиме, которая сформировалась в начале XX сто- летия. Во второй половине 1920-х гг. в Захо появились эмиссары сионистского движения, которые прежде всего старались завербовать молодых людей, при- годных для тяжелой физической работы. Создание государства Израиль в 1948 г. обострило отношения между евре- ями и их соседями, а 9 марта 1950 г. парламент Ирака разрешил эмиграцию еврейского населения при условии отказа от гражданства и имущественных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=