Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

224 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 ния событий. Несмотря на эти недостатки этот этап в истории новеллистики Катара играет исторически важную роль. Именно в это период на литературной арене выступили такие молодые писатели, как Кулсум Жабр, Ахмад Абдул Малик и другие, ставшие впоследствие знаменитыми новеллистами. В развитии катарского рассказа большую роль сыграла Кулсум Жабр, одна из первых женщин-новеллистов. Стиль писательницы изначально был роман- тическим, произведения отличались отражением в них мучительных надежд, поиска себя, своего эго. Первый сборник рассказов писательницы начал печа- таться в 1970-х гг. в местных газетах. Рассказы, написанные ею в этот период, отличаются художественныммастерством, в нихживо показанамноголикая реаль- ность той среды, которая ее окружает, поднимаются проблемы общества. В новеллистике 1980-х гг. появились новые творцы в жанре рассказа, при- мечательно, что большинство из них были женщины. Такие писательницы, как Фотима ат-Турки, Лула ал-Маснад иМаиса ал Халифий внесли большой вклад в развитие литературы Катара. Основные темы, поднятые писательницами в своих произведениях, —это поиск путей освобождения женщин от держащих их в оковах устаревших традиций и обычаев, борьба за право считаться поль- ноценными гражданами страны, за избирательные права. Раскрывая эти темы, авторы ищут интересные сюжеты, имеющие силу воздействия на читателя; создают в новеллах разноплановые образы. Если проанализировать новеллистику писателей следующих поколений Катара — тех, кто создавал свои произведения в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. — проанализировать их художественную структуру, способы созда- ния образов героев, сюжеты, стиль в отображении действительности, постро- ение диалогов, а также поиски изобразительно-выразительных средств, то можно сделать вывод о том, что в жанре новелл писатели Катара приобрели богатый опыт. Наиболее значительные достижения молодого поколения новел- листов состоят в том, что они имели мужество поднимать важные социальные проблемы, о которых прежде молчали писатели старшего поколения. Произве- дения молодых новеллистов отличаются непримиримостью и смелостью, в них нет той боязни, которая чувствуется в новеллах писателей старшего поколения. Например, произведение «405-комната» Ахмада Абдула Малика явля- ется лучшим образцом жанра катарской новеллы. Мастерство автора про- является в художественном изображении, в построении диалогов, в особом отношении к речи персонажей. Он — писатель реалистического направления, который обладает даром воспроизведения сложных отношений в их развитии. Его реализм связан с социальными проблемами, стиль — изящный, богат изобразительными средствами, изложение включает в себя интересные и при- влекательные элементы повествования. В настоящее время новеллистика Катара находится на этапе ускорен- ного развития, в ней наблюдается стремление к включению в общемировой Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=