Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 225 литературный процесс. Новеллистов, пишущих произведения в модернистком стиле, в Катаре намного меньше, чем в Кувейте и Бахрейне. Элементы этого стиля встречаются в произведениях таких новеллистов, как Кулсум Жабр, Фатима ат-Турки, Жамал Файиз. Банит С. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Эволюция женских образов в современной женской прозе Индонезии (на примере романа Айю Утами «Саман») Женская проза в Индонезии многие годы оценивалась как проза уровня «ниже среднего», как неуверенное бытописательство, ограниченное тематикой и опытом авторов. Однако ситуация резко изменилась в конце 1990-х гг., когда случился бум женской литературы, представлявший собой не только количественный вал произведений, но и качественное изменение привычного представления о женской литературе. Традиционно женская литература воспринималась как описание опыта девушки, женщины, жены, то есть людей, живущих внутри обыденности (дом, дети, семья), отражение женского опыта и описание женского характера внутри общества патриархальной традиции не вызывала интереса у массового читателя. Самой частой темой становилось ожидание любви, мечты о «принце» и будущем семейном счастье, иногда героини мучились от «неправильной любви» — к женатому мужчине. Женщина виделась всем как человек при- нимающий (nrimo) и всегда готовый принести себя (свои чувства) в жертву. В литературе конца 1990-х (поколение переходного периода) и 2000-х (поко- ление Реформации) на смену статическим образам страдающих, обманутых, усталых женщин, как отражения печальной и безысходной судьбы большин- ства женщин и их комплекса социальной недостаточности, пришли образы деятельных, самостоятельных и даже агрессивных женщин (что отражает действительность). Однако агрессивность следует понимать как защитную реакцию пока что не вполне уверенных в себе людей. Женщины уже понимают, что им тесно в рамках традиционного общества, представляющего женщину зависимой, они стремятся обозначить себя как независимых личностей, субъ- ектов со своими собственными желаниями. Эта новая литература показывает несовершенство общества через несовершенство персонажей, ненормальность их жизни (таковы герои Дженар Маесы Айю), а потому она лишена сентимен- тальности и «красивости» предшествующей литературы. Роман «Саман» представляет нам четырех подруг, их сложные отноше- ния с мужчинами и обществом. Это самостоятельные девушки с сформировав- шимся мнением обо всем, что их окружает, они получили хорошее образование, успешны в карьере. Они обсуждают не только события и проблемы собственной жизни, но критикуют устоявшиеся общественные нормы, при которых жен- Литература стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=