XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография Арабских стран к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 119 представителями арабо-мусульманской философии ( фалсафа ). Еще ранее А. Лапидус предложил объяснение категории малака через латинское habitus 1 , тем самым неизбежно сблизив Ибн Халдуна и Бурдье . В свою очередь, Саба Махмуд предпринимает попытку практически использовать понятие малака как аналитическую категорию в полевом исследовании современных женских религиозных сообществ в Египте 2 . В настоящем докладе, анализируя контексты употребления малака у Ибн Халдуна, мы попытаемся продемонстрировать роль этого понятия как кате- гории его собственной концепции общества и культуры ( ‘умран ) и сравнить это с тем, как операционализируют эту категорию современные антропо- логи. Исследование показывает, что ибн-халдуновская малака применяется более узко, чем аристотелевская αρετή, но, по-видимому, более широко, чем габитус Бурдье. Для Ибн Халдуна малака —  это прежде всего « габитус » горожанина, являющийся основным способом поддержания преемствен- ности культурной традиции в условиях политической нестабильности, задаваемой знаменитой ибн-халдуновской динамикой династийного поли- тического цикла. Для современного же антрополога малака — это прежде всего различные виды организованных практик, поддержание, обоснование и передача которых внутри того или иного мусульманского сообщества осуществляется через дискурс, связывающий эти практики концепциями исламского прошлого и будущего, с отсылками к конкретным исламским практикам в настоящем 3 . Башарин П. В. (РГГУ, Москва) Житие Ибрахима б. Адхама во фрагменте из Собрания Фирковича Араб. II 18 РНБ Ибрахим б. Адхам — один их самых известных хорасанских мистиков-за- хидов VIII в., включенный суфийской традицией в число первых суфиев и почитающийся как святой. С фигурой Ибрахима связаны самые ранние агиографические сюжеты в суфийской литературе, начиная с  Тафсира ас-Сулами (ум. 1023) и Та‘аруф ал-Калабази (ум. в 990 или 995). Видимо, к этому времени относятся первые жития святого. Более полные агиографические 1 Lapidus, Ira. Knowledge, Virtue andAction: The Classical Muslim Conception ofAdab and the Nature of Religious Fulfillment in Islam. In: Barbara D. Metcalf (ed.). Moral Conduct and Authority: The Place of Adab in South Asian Islam. Berkeley:University of California, 1984. P. 52–56. 2 Mahmood, S. Politics of Piety: The Islamic Revival and the Feminist Subject . Princeton University Press, 2011. 3 Асад, Т. Идея антропологии ислама. P. 56.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=