XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция иранистики памяти И. М. Стеблин-Каменского (1945–2018) к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 203 на богатом ковре вокруг столика над очагом, покрытом стеганным покрывалом. На другой изображена сцена, где госпожа сидит перед столом с зеркалом, рядом с ней, вероятно, служанка, помогавшая проводить процедуры с использованием семи кальямов (что это?): хны, румян, белил, сурьмы, специального порошка для втирания благовонных веществ и листового золота. Рядом с хозяйкой стоит кальян. О том, что использование кальяна было весьма распространено в жен- ском обществе, свидетельствует и другая фотография. В женской половине богатых домов проводились концерты с участием женщин- мутрибов —музы- кантш, танцовщиц, певиц и фокусниц. В фотоколлекциях также отражена тема материнства и детства: некоторые снимки являются портретами представительниц различных сословий, которые укачивают детей. Имеются также парные портреты девочек и женщин, костюмы которых демонстрируют их возрастной статус: закрытые чадрой взрослые женщины противопоставлены маленьким девочкам без лицевого покрывала. Темы, которые представлены на фотографиях, не являлись новыми для евро- пейской публики и относились к уже сложившемуся жанру «ориентального» изобразительного искусства, передававшего эстетику экзотических интерьеров с прекрасными одалисками. Однако фотография—интеллектуальное ремесло, призванное по своей природе фиксировать жизнь как она есть, — расширила темы, ранее предлагавшиеся зрителю: изображая реальных женщин, фотогра- фия уходила от эстетического романтизма в сторону документальной точности. Авторы фотографий были не столько художниками-творцами, сколько иссле- дователями-этнографами, поэтому персидских женщин они изображали как реальных современниц, только представляющих другую культуру. Джандосова З. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) «Сияет свет»: о творчестве современной таджикской поэтессы Фарзоны Худжанди Роль поэзии в странах персоязычного культурного пространства очень важна, и Таджикистан не является исключением. Любой поэт, творящий на языке, исторически связанном с традициями персидской классической литера- туры, вынужден соизмерять свое творчество с творчеством великих предше- ственников. В число наиболее крупных современных поэтов Республики Тад- жикистан, продолжающих классические традиции, входят Гулрухсор Сафиева и Иноят Хаджиева, больше известная под тахаллусом Фарзона Худжанди. Обе поэтессы официально признаны народными поэтами Таджикистана. Фарзона считает своим учителем в поэзии великого ЛоикаШерали, написав- шего предисловие к первой крупной публикации молодой поэтессы. Он писал: «В божественном мире персидской поэзии завоевать имя и прославиться очень

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=