XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция иранистики памяти И. М. Стеблин-Каменского (1945–2018) к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 225 В диване Хамида Моманда можно встретить всю разнообразную палитру поэтических фигур и приемов, которыми располагала персидская классиче- ская поэтика. Особый интерес с точки зрения адаптации и использования на практике представляют такие излюбленные приемы автора, как таджнис и  иштикак . Эти фигуры основаны на употреблении в рамках одного бейта слов-о- монимов ( таджнис ) или однокоренных слов ( иштикак ). В докладе будут представлены примеры использования различных видов таджниса и фигуры иштикак в поэзии Хамида Моманда. Будет показано, что наряду с лексикой персидского происхождения автор активно использует в данных поэтиче- ских фигурах слова-омонимы или омографы, а также однокоренные слова из языка пашто, что свидетельствует об удачной адаптации фирур таджнис и  иштикак в афганской паштоязычной литературе. Особый акцент будет сделан на случаях использования полисемантических слов ( таджнисов ) в  редифе газелей поэта. Победоносцева Кая А. О. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Курдоведение и политика в СССР: опыт интерпретации биографий О. Л. Вильчевского и Ф. Б. Ростопчина После Первой мировой войны правительство Советской России стре- милось отмежеваться от наследия Российской Империи и вести новую, фундаментально иную политику на Ближнем и Среднем Востоке, во многом начиная свою политику в отношении курдов «с чистого листа». Курдоведе- ние, подобно другим отраслям науки, было поставлено на службу внешней политики СССР, а также было подвержено воздействию внутриполитической борьбы в стране. На развитие курдоведения в СССР прежде всего повлияла многократная ревизия роли народов Востока с точки зрения революционной марксистско-ле- нинской идеологии и советской политики. Порой идеологические конструкции использовались и для оправдания решений, продиктованных соображениями политической выгоды; так, например, курдскому национально-освободитель- ному движению в соседней Турции в 1920–1930-е гг. приписывалась зависи- мость от западных покровителей и выносилась негативная оценка. Несмотря на то, что многие крупные специалисты выехали из страны, спешно формировались новые кадры, которые были готовы продолжить традиции отечественной науки. Принятие в 1929 г. «Декларации о задачах востоковедной науки», существование в 1923–1929 гг. административной единицы Курдистанский уезд в Азербайджане, преподавание курдского языка и литературы в Армении и растущие тиражи газеты «Риа таза» образовали

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=