XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция IV 226 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки необходимое поле для научно-исследовательской работы, целью которой было формирование советской курдской интеллигенции, главным образом в Армении и Грузии. О. Л. Вильчевский и Ф. Б. Ростопчин получили востоковедное образование и начали активную научную деятельность в ситуации, когда курдские исследо- вания были нужны для создания благоприятных условий развития курдского населения СССР, а также для продвижения, в частности, через структуры Коминтерна, идей мировой коммунистической революции путем «освобо- ждения Востока». После прихода к власти Сталина, утвердившего догмат «строительства социализма в одной стране», прежние задачи курдоведения утратили актуальность и исследовательская работа Вильчевского и Ростопчина оказалась невостребованной. В дальнейшем, в 1930-е гг., внутриполитическая борьба обостряется и новые репрессии обрушиваются в том числе и на Коминтерн. В результате Ростопчин, известный своей более активной поддержкой идеи «революцио- низации Востока» и связями с Коминтерном, оказывается в числе репрессиро- ванных, а Вильчевский, менее ангажированный в радикальные политические проекты и внутриполитическую борьбу в стране, выживает, получает научное признание и значительное продвижение по карьерной лестнице. Научные труды Ростопчина остаются малоизвестными, а один из них до сих пор приписыва- ется другому автору. Предлагаемый доклад рассматривает развитие курдских исследований в СССР под влиянием изменений во внутренней и внешней политике страны. Для этого детально исследуются биографии О. Л. Вильчевского и Ф. Б. Рос- топчина –– двух востоковедов стоявших у истоков советского курдоведения. Выдвигается тезис, что корректная интерпретация биографий Вильчевского и Ростопчина возможна лишь принимая во внимание внутри- и внешнеполи- тический контекст их жизненного и научного пути. Работа опирается на исторический метод исследования и основана на ана- лизе материалов из фондов Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук, Научного архива Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Архива востоковедов Института восточных рукописей Российской академии наук. Рейснер М. Л (ИСАА МГУ, Москва) Царь Йима — Джам — Джамшид: от мифологического персонажа до литературного героя Зороастрийская традиция связывает миф о «золотом веке» с царствованием одного из царей династии Пишдадидов (авест. Парадата, букв. «данные пер-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=