XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция иранистики памяти И. М. Стеблин-Каменского (1945–2018) к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 227 выми»), Йимой (перс. Джам, Джамшид). Цари этой династии описываются в Авесте как культурные герои, давшие людям первые законы общежития и обучавшие человечество важнейшим навыкам цивилизации. Судя по Авесте, примыкающим к ней комментариям ( зенд ) и поздним компилятивным религи- озным сводам на среднеперсидском (пехлевийском) языке, таким, например, как «Бундахишн» («Сотворение основы»), функции Йимы распространялись не только на природный, но и на социальный порядок в мироздании. Йима — первый человек, с которым беседовал Ахура-Мазда, он хранитель земного, материального мира ( гетик ). На предложение Ахура-Мазды стать пророком его веры, Йима ответил отказом, и тогда Ахура-Мазда сказал: «„Если ты не станешь для меня, о Йима, хранящим и несущим Веру, то ты мне мир преумножай, ты мне мир взращивай! Ты стань мира защитником, хранителем и наставником!“ И так ответил мне на это Йима прекрасный, о Заратуштра: „Я тебе мир преумножу, я тебе мир взращу, я стану мира защитником, храните- лем и наставником. Не будет в моем царстве ни холодного ветра, ни знойного, ни боли, ни смерти“» (перевод И. М. Стеблин-Каменского) 1 . Функции Йимы как мифологического персонажа оказываются одновре- менно связаны с природным и с социальным порядком, о чем свидетельствуют сохранившиеся книги Авесты и более поздние источники. Он не только по приказу Ахура-Мазды трижды расширял землю, т.е. увеличивал обитаемый мир, но также спасал и растительный, и животный мир, и завоевания цивили- зации от Потопа. В авестийской мифологии он выступает как царь «золотого века», то есть идеальный правитель идеального социума. Параллельно в пехлевийских источниках («Бундахишн») и в «Шах-нама» Йима (Джам, Джамшид) упоминается как учредитель Науруза, т.е. «хозяин» начала годового цикла. Связь Йимы с культом умирающей и воскресающей природы подтверждает описание установления Науруза в арабоязычном трактате ал-Бируни « Асар ал-бакийа », где Джам описан в ипостаси уходящего и возвращающегося божества 2 . Социальная функция Джама (Джамшида) в пехлевийских источниках и героическом эпосе представлена тем, что он разделил общество на четыре сословия: жрецов, воинов, ремесленников, крестьян 3 . Созидательным ролям Йимы (Джама, Джамшида) противостоит его роль первого грешника. Грехопадение его по-разному описывается в перечисленных источниках, но всегда интерпретируется как утрата «золотого века». Основ- 1 Авеста в русских переводах (1861–1996). Составление, общая ред., примеч. и справочный раздел И. В. Рака. СПб., 1997. С. 77. 2 Бируни, Абурейхан. Памятники минувших поколений / Избранные произведения. Т. 1. Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1957. С. 224. 3 Фирдоуси. Шах-наме. Критический текст. Под ред. Е. Э. Бертельса. Т. 1. М., 1966. С. 40–41.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=