XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Литература стран Азии и Африки к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 377 в бессюжетных рассказах возникает важная для писательницы тема сумасше- ствия или нездорового сознания. Примером эксперимента с формой произведения служит рассказ «Неделя любви» ( Усбу‘ хубб ), который построен в виде личного дневника. Короткие замечания, относящиеся к каждому из семи дней недели, позволяют проследить поэтапное развитие отношений между девушкой и юношей. Одним из излюбленных приемов Ранийи Ма’мун можно считать прием ретроспекции. Два рассказа — «Тринадцать месяцев восхода солнца» и «Уход» (‘ Убур )—полностьюпостроеныкак воспоминания главной героини-рассказчицы. Особую роль в рассказах играет диалектная лексика. Как и многие арабские писатели, Ранийа Ма’мун использует диалект в диалогах, стараясь воссоздать реальнуюразговорнуюречь. Остальнаяже часть текста рассказов—речь рассказ- чика и внутренние монологи — написана на литературном арабском языке, хотя и здесь встречаются диалектизмы, например: « ‘ардиб » (индийскийфиник), « заул » (человек). Такое использование диалектизмов подсказывает читателю, какие разговоры происходят в действительности, а какие — лишь в сознании героя. В целом творчество Ранийи Ма’мун можно отнести к модернистскому направлению, хотя яркость изображения суданского национального колорита свидетельствует о реалистических основах ее творчества. Жевелева А. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург), Козинцев М. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) «Легенда о любви» Назыма Хикмета в истории литературы и театра Назым Хикмет (1902–1963) сам по себе является одним из символов турец- кой литературы XX в. Огромный творческий талант в сочетании с активной гражданской позицией, которую поэт отстаивал с неизменной твердостью, обеспечили ему славу и уважение во многих странах мира. Однако на родине, в Турции, поэта преследовали власти, видевшие в его творчестве угрозу существовавшему режиму. Но даже подвергаясь репрессиям, Н. Хикмет не переставал работать, и из-за тюремной ограды выходили в свет его произведе- ния, одним из которых является пьеса «Легенда о любви» (тур. Bir Aşk Masalı , 1948), написанная в период десятилетнего заключения в тюрьме города Бурсы. В основу пьесы положена история любви художника Фархада и принцессы Ширин, вдохновлявшая литераторов многих поколений. Первым из них был Низами (1140–1202), который опирался на реальные исторические события конца VI в. и поэтически передал историю любви иранского правителя Хосрова и красавицыШирин, сделав объектом художественного осмысления личност- ные качества героев. Сюжет вскоре стал очень популярен, получил широкое

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=