XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VIII 384 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки как и для всего мусульманского искусства, стал Коран. Зачастую поэты не утруждают себя развернутым пересказом коранических аятов , и мы оказы- ваемся в ситуации, когда одно слово может стать отсылкой к целому сюжету, понятной тому, кто знает Коран с детства, но совершенно не прозрачной для стороннего читателя. Тщательный анализ коранических образов необходим для полноценного понимания художественной картины мира, отраженной в классической персидской поэзии. В данном докладе рассматриваю функционирование таких отсылок на примере образа одного из самых ярких и часто упоминаемых в Коране про- роков, а именно образа Нуха (библейского Ноя). В Коране Нух выступает, прежде всего, как проповедник, который нес людям Слово Божие, но не был ими услышан и не сумел спасти их от наказания за неверие, обрушившегося на них в виде потопа. Но главная его трагедия заключалась в том, что среди отрекшихся от Бога и сгинувших в водах потопа оказался его собственный сын. В персидской поэзии Нух стал символом преданности Богу и твердо- сти в вере, а ковчег — символом спасения и безопасности. Из коранической истории о Нухе в персидский поэтический язык перекочевал арабский глагол « » («не оставляй»), употребленный в 27 аяте 71 суры: «И сказал Нух: «Господь мой, не оставляй на земле из неверных ни одного обитающего в доме»» ( ): Ты [подобен] пророку Нуху [, тем что] врагов Твой гнев ослабляет, [как слова Нуха] «не оставляй!» Таким образом, история Нуха кажется подходящим примером для анализа и иллюстрирования процесса адаптации коранических сюжетов в персидской поэтической классике, что, несомненно, представляет интерес с точки зрения реконструкции художественной картины мира. Николаева М. В. (ИВ РАН, Москва) Стихи и стихии: природа и революция в стихотворениях Амина ар-Рейхани Поэтические предвидения Амина ар-Рейхани пронизаны поисками глубин- ных смыслов бытия человека в движении истории и круговороте природных катаклизмов. Его стихотворение в прозе «Самум» вписывает социальные конфликты в контекст природных катастроф, а стихотворение «Революция»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=