XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Языки стран Азии и Африки к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 421 и в случае потери или сохранения лица, можно рассматривать как позитивную социальную ценность, на которуюможно претендовать во время определенного социального взаимодействия 1 . Браун и Левинсон 2 пошли дальше, предложив «теориюлица», в основе которой лежит деление на негативное лицо и позитивное лицо. Браун иЛевинсон утверждали, что наша необходимость поддерживать лицо друг друга является наиболее заметной, когда мы принимаем участие в угрожаю- щем лице акте. Это речевые акты, которые по своей природе угрожают желанию говорящего или слушателя. Ораторы будут стараться минимизировать угрозу, чтобы сохранить лица друг друга. Один из способов сделать это—использовать стратегии негативной вежливости или стратегии позитивной вежливости. Браун иЛевинсон, таким образом, предложили модель стратегий вежливости, включающую в себя стратегии позитивной и негативной вежливости. Стратегия позитивной вежливости соответствует положительному желанию слушателя, а стратегия негативной вежливости — отрицательному желанию слушателя. В результате мы получили следующие стратегии в чат общении: • Стратегии позитивной вежливости: призваны избежать оскорблений лица собеседника путем поощрения близости: солидарности и сплоченности. В чат общении большинство собеседников физически изолированы и визуально анонимны, поэтому часто принимаются стратегии позитивной вежливости, чтобы удовлетворить как говорящего, так и позитивное лицо слушателя, и, таким образом, помогают создать очень общительную среду. Основные позитивные стратегии в общедоступных китайских чат-группах включают в себя использование маркеров идентичности в группе, солидар- ности, отстаивание общей позиции, избегание разногласий и комплиментов. • Стратегии негативной вежливости: ориентированы на негативное лицо слушателя и подчеркивают необходимость избегать навязывания слу- шателю. Основные негативные вежливые стратегии в китайских чатах включают в себя условную косвенность, минимизацию навязывания, проявление почтения, пессимизм и утверждение общего правила. Интернет-чат является распространенным синхронным режимом связи «многие комногим» в современномКитае. Это исследование опирается на теорию лица Брауна иЛевинсона для анализа стратегий вежливости, часто используемых в общедоступных китайских чат-группахWeСhat, которые включают стратегию позитивной вежливости, стратегиюнегативной вежливости, официальная и нео- фициальная стратегия. Исследование способствует лучшему пониманиювозмож- ности формирования и поддержания вежливости и межличностных отношений в анонимноми публичном контексте не западного языка и культуры. Темне менее, 1 Goffman, E. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior. Garden City, NY: Anchor Books, 1967. 2 Brown, P., Levinson, S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=