XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 465 ском языке 1 ). Все эти публикации проходили не только жесткий идеологический отбор, но и серьезную литературную обработку светскими переводчиками и редакторами. На русском или других языках народов СССР такого рода изданий практически не было 2 . Поэтому такие публикации можно считать источником по богословию «исламского социализма» на экспорт. 2. Пятничные и праздничные проповеди в мечетях. Они также отражают официальное богословие советского ислама, однако направленное уже на внутреннего потребителя. Поэтому, помимо сугубо культовых вопросов, такие выступления часто затрагивали и связь ислама с ценностями социали- стического общества и всегда велись на национальных языках. Достаточно часто они заранее согласовывались с региональным уполномоченным по делам религии или фиксировались им самим уже в ходе службы. Многие их оригинальные рукописи сохранились в личных архивах имамов, а переводы на русский — в архивах уполномоченных 3 . Помимо архивных документов, вводимых в оборот современными исследователями, фрагменты подобных проповедей публиковались в советских научно-атеистических работах 4 . 3. Домашние религиозные собрания —  меджлисы или мавлиды — по случаю разговения в месяц рамадан, жертвоприношения или рождества пророка Мухаммада, а также поминальных годовщин, заключения брака, рождения ребенка и переезда в новый дом являются особой традицией мусульманских народов России, которая в советский период стала одной из основных форм проявления религиозности среди большинства верую- щих 5 . Вне зависимости от причины собрания их обязательными элементами являются рецитация отдельных отрывков Корана вместе с коллективной мольбой ( дуа ), посвящением и проповедь-назидание на родном языке. Здесь социалистический уклон опускался, и в основном затрагивались вопросы вероучения, культовой практики, мусульманской этики, жития пророков и праведников. Такие выступления никогда не фиксировались письменно, 1 Ал-муфти Зияутдин ибн Ишан Бабахан. Ал-ислам ва-л-муслимун фи-л-билад ас-суфйатиййа . Ташкент: 1400 г.х.; Ал-муфтиШамс ад-дин Хан ибн Зияуддин Хан ибн Ишан Бабахан. Ал-муфти Зийауддин Хан ва турасуху ал-фикри . М.: Внешторгиздат, 1986. 2 Один из редких и малодоступных советским мусульманам примеров публикации: Бабахан З. XV век хиджры — век мира и дружбы между народами // Проблемы мира и социализма. 1980. № 1. С. 78–80. 3 См., например: Личный архив имам-хатыба Московской Соборной мечети Ахмет- зяна Мустафина (1902–1986); Архив Уполномоченного по г. Москве и области. ЦАГМ. Ф. 3004. Оп. I. 4 Напр.: Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1973; Аширов Н. Мусульманская проповедь. М., 1978. 5 Подробнее об эволюции этих обрядов: Зарипов И. А., Сафаров М. А. Ахметзян Мустафин: из истории ислама в СССР. М.: Медина, 2017. С. 139–144.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=