XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XI 466 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки однако с распространением с середины 70-х гг. домашних магнитофонов верующие стали их записывать на кассеты, которые хранятся сегодня в частных архивах. Несмотря на то, что спикерами в большинстве таких собраний зачастую выступали неофициальные муллы и даже сведущие в религии женщины, нередко их проводили и представители официаль- ного духовенства. Сопоставляя их выступления на различных площадках, можно проследить изменение риторики и тематики выступлений, выявить их частное мнение. Ибрагимова З. Б. (ИИФЭ ДНЦ РАН, Махачкала) «Ответы на вопросы Нигматуллы ал-Аймаки» как источник по изучению богословской полемики в Дагестане во 2-й половине ХХ в. Большинство дагестанских богословских произведений ХХ в. вплоть до 1990-х гг. являлись арабографическими. Использование арабского письма, в первую очередь, символизировало связь с сакральным, объяснялось тяго- тением к «привычному укладу», а также, возможно, являлось выражением своего рода «протеста». Также важно учитывать, что мусульманские богословы в основном были вынуждены реализовывать свои идеи скрытно; используя арабское письмо, они сужали круг своей аудитории. Во второй половине ХХ в. местные богословы продолжали создавать про- изведения в жанре традиционной мусульманской полемической литературы. В них обсуждались проблемы идеологических расхождений джадидизма, сала- физма и ваххабизма, разделения на мазхабы , «лжешейхства», уплаты заката и  каффарата , проведения мавлидов, иджтихада, таклида и т. д. 1 Одним из плодовитых дагестанских богословов советского периода является Абдурахим Шахназаров (1892–1992), уроженец с. Аймаки Герге- бильского района Республики Дагестан. Свои произведения он подписывал, используя арабскую графику, согласно мусульманской традиции указывая свою нисбу — Абдурахим ал-Аймаки. В его творчестве отражаются идеи дагестанских сторонников «обновления» ислама (джадидизма) , в то же время выражаются симпатии и к сторонникам ваххабизма. В частной рукописной коллекции Нигматуллы Магомедова (1913–1993) в с. Гергебиль Гергебильского района хранится рукописный список арабо- 1 Шихалиев Ш. Ш. « Ал-Джаваб ас-сахих ли-л-ах ал-мусаллах » ‘Абд ал-Хафиза Охлинского // Дагестан и мусульманский Восток. М., 2010. С. 324–340; Ибраги- мова З. Б. Продолжение богословской полемики начала ХХ в. в дагестанских арабогра- фических сочинениях советского периода // История, археология и этнография Кавказа. 2018. № 14 (3). С. 34–39.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=