XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 467 графического полемического сочинения на аварском языке, принадлежащего Абдурахиму ал-Аймаки 1 . Произведение переписано в «общую» тетрадь, в которую была вложена записка, датируемая 19 августом 1982 г., с просьбой вернуть автограф сочинения автору. Таким образом, очевидно, что оно напи- сано не позднее 1982 г. Рассматриваемое сочинение состоит из ответов Абдурахима ал-Аймаки на пятнадцать вопросов, адресованных ему Н. Магомедовым (в тексте он указан, как Ниматулла ал-Аймаки). В основном в сочинении затрагиваются следующие вопросы: суть иджти- хада и таклида ; причины разделения мусульманской богословской школы на мазхабы ; идеология ваххабизма; причины разногласий между представителями суфийских братств и их оппонентами; взаимоотношения Абдурахима ал-Ай- маки с сотрудниками Духовного управления мусульман Северного Кавказа, порядок выплат заката , каффарата и др. В тексте встречается множество русизмов, в основном это слова из совре- менных автору реалий, такие как: сберкнижка, Советы, газета и т. д. Приме- чательно, что автор использует в тексте знаки препинания, такие как: точки, запятые, скобки, восклицательный и вопросительный знаки, тире и т. д. (что совершенно не свойственно большинству текстов на аджаме ). Это свидетель- ствует о том, что ему была не чужда современная пунктуация. Религиозные термины автор приводит, калькируя их из арабского языка, несмотря на то, что в родном ему аварском языке к этому времени уже имелись ассимилированные арабизмы. В своем сочинении Абдурахим ал-Аймаки приводит различные айаты из Корана с переводом их на аварский язык. Абдурахим ал-Аймаки высказывает мнения, в корне отличающиеся от общепринятых установок. Например, автор проводит параллели между дви- жением Мухаммада б. Абд ал-Ваххаба и кавказским мюридизмом. Он также дает разъяснения о предложенном им методе использования заката на обще- ственные нужды, который в то время был реализован в с. Аймаки. Однако этот способ был оспорен другими представителями духовенства, так как он не соответствовал основным постулатам мусульманского права. Также многие его умозаключения, в основном о причинах разделения богословских школ на мазхабы, по истории халифата и основам учения ваххабизма, подвергались критике в богословской среде. Творчество Абдурахим ал-Аймаки несомненно заслуживает внимания исследователей-исламоведов как источник по истории богословской полемики в Дагестане во второй половине ХХ в. 1 Ибрагимова З. Б. Арабографичесике памятники на аварском языке позднего совет- ского периода: сочинение Абдурахима ал-Аймаки «Ответы на вопросы Нигматуллы ал-Аймаки» // Научный архив ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 928.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=