XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Кореи к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 227 Сон Ж. Г. (НИУ ВШЭ, Москва) Книги на корейском языке, изданные в СССР (1924–1937), как исторический памятник деятельности корейских мигрантов В данном докладе впервые в российской и зарубежной историографии представлен обзор литературы на корейском языке, изданной на советском Дальнем Востоке. Разнообразный и широкий спектр книг располагает к науч- ному анализу их как исторических источников о развитии корейского языка, культуры и образования корейских мигрантов на территории Союза ССР в период становления советской власти и корейской общности «советских корейцев». В Российской государственной библиотеке в Восточном отделе хранится более 550 томов, изданных на корейском языке в СССР. Это книги, напи- санные для детей, учебники корейского языка для начальных и средних классов, учебники, переведенные с русского языка по общим дисципли- нам, таким как алгебра, геометрия, физика, химия, литература, география, переводы классиков русской литературы, а также книги политического просвещения. Вопреки утверждениям многих зарубежных исследователей, ставящих под сомнение развитие корейского языка в СССР (1920–1937) в период коло- ниального господства Японии на Корейском полуострове, данные источники доказывают, что уровень родного языка мигрантов был на высоком уровне и имел потенциал для дальнейшего развития. Подобных учебников и книг на корейском языке на Корейском полуострове не могло быть, также как и в любой другой стране мира, где компактно проживали корейцы. Анализ данной литературы актуален не только для историков, но филологи и лингвисты корейского языка также найдут множество тем для сравнительного анализа с современным корейским. История возникновения книгопечатания на корейском языке в СССР имеет свое начало с 1924 г., когда Приморский областной комитет РКП(б) определил основные направления культурной работы среди корейцев: школьное, издательское дело, организация клубов и открытие театра, политическое просвещение, ликвидация безграмотности, антирелигиозная пропаганда. Организация работы в корейских школах была сопряжена с большими трудностями. Не хватало школ, учителей и учебников. Тем не менее, власти и местное корейское население прилагали усилия к улучшению системы образования. Прежде всего, издавались книги для детей. Первыми авторами этих книг стали известные корейцы-коммунисты, общественно-политические деятели. После освобождения Дальнего Востока от интервентов многие из них

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=