XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 265 Ванюкова Д. В. (Государственный музей Востока, Москва) Коллекция искусства Тропической Африки в собрании Государственного музея Востока: история формирования Фонд искусства стран Тропической Африки один из самых небольших в собрании Государственного музея Востока, согласно учетной документации он составляет 900 единиц хранения. В собрании представлены как памятники традиционного искусства и ремесла из ведущих художественных центров, так и предметы современного изобразительного искусства африканского континента. Подобные предметы зачастую рассматриваются как «вторичная продукция», не отвечающая высоким стандартам «подлинно» традиционного искусства. Эти вещи создаются местными авторами не только под влиянием постоянного устойчивого интереса европейцев к искусству африканских стран, который формирует, порой очень активно, рынок «туристического искусства», но и как форма поиска собственного места в контексте мирового художественного процесса. 1 Начало фактического существования фонда африканского искусства было положено в 1926 году, когда из коллекции Сергея Ивановича Щукина (1854–1936), известного московского коллекционера, поступил первый предмет африканского искусства в Государственном музее Востока: кинжал в ножнах (Занзибар, XIX в., инв. № 1028/1–2), переданный в Государственный музей Востока (в то время Музей восточных культур) в числе 26 предметов восточного происхождения из I (Щукинского) отделения Государственного музея нового западного искусства 2 . Сведений о том, при каких обстоятель- ствах С. И. Щукин приобрел этот предмет, в архиве Государственного музея Востока не сохранилось, однако приобретение это не было случайным: о пристальном интересе С. И. Щукина к искусству Африки свидетельствуют превосходные примеры африканской пластики, ныне хранящиеся в ГМИИ имени А. С. Пушкина 3 . Начало коллекции африканского искусства было положено, но в то время, как и несколько десятилетий после, предметы африканского искусства и ремесла «поступали в объединенный фонд Отдела Ближнего, Среднего Вос- 1 Именно такого рода явление представляет собой феномен художественной школы Пото-Пото (Конго, Браззавиль), работы представителей как «первой», так и «второй» волны которой хранятся в собрании Государственного музея Востока. 2 Разрешение Отдела по делам Музеев Главнауки Наркомпроса № 3534 от 30.03.1926; акт приема/передачи от 26.10.1926. 3 О них подробнее см, например: Семенова Н. Ю. Сергей Щукин и его коллекция. М.: Слово/Slovo, 2017. C. 448 и далее. Показательно, что во вступительном слове к этому изданию внук С. И. Щукина Андре-Марк Делок-Фурко характеризует эти предметы как «семь примитивных африканских скульптур». Там же. С. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=