XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 294 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Но собранная в 2015–2019 гг. коллекция традиционного искусства 1 догонов позволяет утверждать, что не существует «общедогонского» этнического стиля: скульптуры из разных деревень нередко имеют между собой мало общего: в искусстве догонов действительно существуют четко ограненные скульптуры с резким контрастом света и тени, но не меньше (если не больше) там фигур с округлыми формами. В случае с д. Энде (сельская коммуна Кани-Бонзон округа Банкасс региона Мопти Республики Мали) оказалось возможным проследить эволюцию стиля одного квартала — Огоденгу — едва ли не с XVII до XXI в., что является уникальным случаем в международной музейной практике. Памятники старой скульптуры Энде опровергают ставшие общепринятыми представления о том, что традиционное искусство эволюционирует от натурализма к условности 2 . Пример скульптуры из Огоденгу показывает, что диахронная эволюция может развиваться в прямо противоположном направлении, от условности к нату- рализму, поскольку там наиболее условны именно самые старые вещи. Для скульптуры конца XIX — середины XX вв., напротив, характерно нарастание натуралистической тенденции. Особенно важно, что она отмечается в памят- нике конца XIX — начала XX в., когда ни о каких туристах или европейских влияниях не могло быть и речи. Тут уместно вспомнить характеристику культурной специфики соседей догонов, бамбара, принадлежащую выдающемуся советскому и российскому этнологу В. Р. Арсеньеву: «ни по параметрам «этничности», ни по параметрам «социальности», дискретного в своих очертаниях, явления «бамбара» нет. [...] Парадокс же является следствием несовпадения дефиниций и объектив- ной данности. Применительно к бамбара в популяционном плане мы имеем устойчивое взаимодействие с фульбе, сонинке, малинке, минианка и другими группами населения региона. В языковом отношении бамбара имеют несколько говоров, связанных с исторически устойчивыми географическими зонами культурного взаимодействия (Сегу, Беледугу, Каарта, Кенедугу, Васулу и др.). В рамки этого взаимодействия, особенно на периферии исторических центров бамбара, включаются языковые, культурные, популяционные и социальные массивы соседних групп» 3 . Если в этом фрагменте заменить «бамбара» на «догоны», а Сегу, Беледугу и т. д. на названия историко-культурных областей Страны догонов — Сено, Камбари, Вакара, Бондум и др., — то получим достаточно точное описание и всей культуры догонов, и их изобразительного искусства в частности. 1 Частично уже передана в МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамеру), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва) и ГМИ (Москва). 2 Мириманов В. Б. Ук. соч. С. 187. 3 Арсеньев В. Р. Бамбара: культурная среда и овеществленный мир западносудан- ского этноса в коллекциях МАЭ РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 147.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=