Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Монголоведение, тибетология, буддология Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 223 ячмень, зерновые культуры, фрукты, йогурт, молоко, пахта и т. д. Все эти продукты считаются базовой пищей для монахов, и их относят к лекарствам, которые устраняют голод. В группе «однодневных» лекарств ( тиб . thun tshod du rung ba, санскр . yāva- kālika) «Бхайшаджья-васту» представлены восемь видов плодов и фруктов (яблоки, банан, виноград и т. д.). Поскольку монахам запрещается принимать твердую пищу после полудня, им разрешено пить фруктовый сок в любое время в течение дня. Такой сок или напиток должен быть приготовлен из тщательно измельченных фруктов и плодов, без какой-либо мякоти или грубых частичек. Их нельзя хранить более одного дня, иначе это может привести к небольшой ферментации, а забродившие продукты категорически запрещены монахам. В тибетских текстах к продуктам этой категории, наряду с другими, относят все ингредиенты остальных «трех видов лекарств», но в жидкой консистенции. Например, из лекарств, «разрешенных до полудня», сюда входит жидкая кашица из цампы , из «семидневных лекарств» — жидкая патока, а из «пожизненных лекарств» — сок «трех плодов». Подчеркивается, что все напитки этого пери- ода должны обладать пятью характеристиками, т. е. они должны быть разбав- лены водой, процежены, очень жидкие и т. д. И, согласно традиции, продукты этой категории представляют собой основное лекарство, утоляющее жажду. В состав третьей группы лекарств, «разрешенных для приема в течение семи дней» ( тиб . zhag bdun pa, санскр . saptaka-kālika) входят сливочное масло, кунжутное масло, черная патока, мед и сахар. Эту пищу монахи должны упо- треблять не более семи дней. К продуктам этой категории тибетцы относят сливочное масло, растительное масло, топленое масло, патоку, жиры пяти животных, в том числе рыбий, свиной и т. д. Эта группа пищевых продуктов считается лекарством, которое преимущественно исцеляет от болезней Ветра, смешанных болезней Ветра, Слизи и Желчи, а также от голода. Но основная эффективность этих продуктов, очевидно, не в их лекарственной ценности в общепринятом смысле, а в их питательных веществах, способствующих поддержанию и укреплению здоровья монахов. В качестве лекарств четвертой группы, которые следует принимать в тече- ние всей жизни ( тиб .‘tsho ba’i bar du bcang ba, санскр . yāvaj-jīvika), дается перечень из 42 наименований, включающие лекарственные корни, древесину, листья, цветы, плоды, смолы, зольные лекарства, соли и лекарства с вяжущим свойством. Вместе с тем некоторые наименования, как например, азадирахта индийская входит как в состав лекарств из плодов и листьев, так и в состав лекарств с вяжущим свойством. Точно так же и перец длинный, указывающийся в числе как лекарственных плодов, так и смол. И данная группа представляет собой собственно лекарства в обычном понимании. Современные западные лекарства входят в эту же категорию, и, следовательно, их можно принимать в любое время по мере необходимости.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=