Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVIII 224 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Как известно, Будда не одномоментно установил весь этот свод медицин- ских правил Виная. Так, «Бхайшаджья-васту» изобилует различными леген- дами и историями, где Будда от случая к случаю — в ответ на конкретные заболевания некоторых монахов, —такие как лихорадка, желудочно-кишечные расстройства, укус змеи, отравления, глазные заболевания — формулирует правила приема пищи и лекарств, дарует необходимые средства защиты, соответствующие методы благословения лекарств и освящения пищи, налагает определенные запреты и т. д., говорит о том, какая пища может быть принята в качестве милостыни, какое приглашение от мирян должно рассматриваться, как готовить продукты, полученные в качестве милостыни, как следует исполь- зовать складское помещение для хранения излишков милостыни, устанавливает некоторые послабления, исключения из правил для больных монахов, пред- писывает монахам самим лечить, ухаживать за больными собратьями и т. д. Более того, уже где-то с середины III в. до н. э. монахи и монастыри оказывали медицинскую помощь всем желающим мирянам, и буддийская монашеская община стала практически главным проводником в сохранении, развитии и передачи медицинских знаний в Индии. В этом контексте сведения Винаи о правилах приема лекарств представляют собой самую раннюю кодификацию этих знаний. В заключение следует отметить, что тибетская монашеская община, оче- видно, успешно адаптировала индийские продукты и лекарства Виная, но в то же время, исходя из своих географических и суровых климатических условий проживания, заменила некоторые из них на традиционные тибетские продукты питания. Иванова Е. В. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Новый взгляд на историю буддизма в России Петербургский буддолог А.Терентьев опубликовал книгу «Буддизм в России — царской и советской (старые фотографии). Музей Гулага». (Изда- ние А. Терентьева. Санкт-Петербург, 2014. 484 с.). Эта книга занимает особое место среди трудов отечественных ученых, посвященных различным аспектам истории буддизма на российской земле. Она посвящена «Дост. Жимбе-Жамсо Цыбенову, выжившему в кошмаре сталинских лагерей, и тысячам бурятских, калмыцких и тувинских лам, которые там не выжили». Написание и издание этой книги—это акт покаяния автора за все то зло, которое испытали в период сталинских репрессий буддисты России. Это серьезное исследование написано на основании полевого материала, собранного автором в 1978–1990 гг. в Бурятии, Туве и Калмыкии. Но глав- ным источником необходимой информации и творческого вдохновения при

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=