Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Монголоведение, тибетология, буддология Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 229 сочинения на тибетском, ойратском и калмыцком языках, имевших хождение в среде верующих и священнослужителей Калмыкии вплоть до наших дней. В решении поставленных вопросов могут быть полезными материалы, собранные автором во время экспедиций в Калмыкии, а также в Убсунурском и Кобдоском аймаках Монголии в 2013–2016 гг. Настоящее исследование имеет большое значение для изучения истории книжности, письменной культуры и шире — духовной культуры ойратов, калмыков и других народов Центральной Азии. Петрова М. П. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Буддийская тематика в монгольских романах ХХI века Буддизм в его ламаистской форме начал активно распространяться вМонго- лии с конца ХVI века. Зародившись в Индии в VI в. до н. э., буддизм в VII в. н. э. пришел в Тибет и вскоре получил там широкое внедрение. Из Тибета ламаизм проник в Монголию еще в ХШ в. Хубилай-хан (1215–1294) усиленно покро- вительствовал буддизму в Тибете и, объявив его государственной религией, пытался создать ему условия для распространения в Монгольской империи. Однако тогда ламаизм не затронул умы простых кочевников, их верой вплоть до ХVI века оставалось тенгрианство. «В соответствии с основными догматами буддизма ламаизм учит, что жизнь есть страдание, что она состоит из смены одной формы существования живых существ другой, что в этой смене форм есть преемственность. Поэтому человек в его настоящей жизни несет ответственность (карму) за образ жизни в своих предыдущих перерождениях». 1 Сначала ламаизм был принят в качестве официальной идеологии степной аристократией, а затем всем народом. «Буддизм, в той форме, в какой он существует в Тибете и Монголии, до сих пор остается живой верой многих миллионов людей, до сих пор чарует ум и сердце человека Центральной Азии, выдвигает разных выдающихся деятелей. Он не сказал еще своего последнего слова. Изучение этой формы буддизма чрезвычайно важно для познания души и жизни Центральной Азии», — писал в 1919 г. академик Б. Я. Владимирцов 2 . ВХХ веке ламаистская церковь вМонголии подверглась жестоким гонениям со стороны властей и лишь в 90-х годах начала свое возрождение. Влияние буддизма на развитие литературы в Монголии огромно. Академик Б. Цэрэнсодном в своей монографии «Буддийская литература в Монголии» 3 дал комплексный анализ буддийской поэзии и прозы с ХШ до начала ХХ века. 1 История Монгольской Народной Республики. М., 1983. С. 188 2 Владимирцов Б. Я . Буддизм в Тибете и Монголии. Буддийский взгляд на мир. СПб., 1994. С. 450. 3 Цэрэнсодном Б . Монголын бурхан шашны уран зохиол. УБ., 1997–2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=