Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 263 Семантически они восходят к кораническим доскам, однако их не используют для обучения письму в коранических школах, а заказывают у малама по осо- бому случаю. Такие доски изготавливают из махагона и, благодаря прекрасному качеству дерева и полировке, они не требуют мелования. Их орнаментируют специально для церемонии выпивания чернил рубутун-ша — в медицинских целях, чтобы получить благословение или избавиться от дурного глаза и неудачи. В зависи- мости от жалоб пациента, во время церемонии малам наносит на поверхность доски различные надписи: определенные «целительные» или «охранительные» суры Корана, некоторые из девяносто девяти прекрасных имен Аллаха — Асма аль-Хусна , отдельные буквы или слова, числа, молитвы, магические хатм , изо- бражения животных и фигур с антроморфными чертами и т. п. В конце церемо- нии чернила смываются и полученный раствор вручается пациенту в качестве лекарства с предписанием, как его пить или использовать в качестве ритуаль- ного омовения. Согласно верованию, содержание надписи переходит в раствор, свойства которого становятся целительными. Сакральный текст и орнамент передают пациенту бараку , благодать, наделяя особым сакральным статусом и доску и чернила. Выпив текст, пациент становится сопричастником благодат- ного содержания, благодаря которому он очищается от нечистот и возвращается к состояниюдуховного и телесноого здоровья. Изображения всевозможных гадов придает пациенту их силу и действует на сглаз, яд и болезнь как противоядие. Традиция рубутун ша («выпивания слова») восходит к иудейской кабали- стической и исламской магии, так называемой «профетической медицине». Схожий каллиграфический и изобразительный канон наблюдается в различных памятниках материальной культуры Корана не только Нигерии, но и других исламизированных регионов Африки. Как правило, магические изделия дела- ются из бумаги, дерева, кожи, также встречаются металлические амулеты. В коллекции ван Краена есть доски с магическим квадратом хатумер . Это популярный символ протекции и удачи. Он представляет собой модификацию арабского геометрического орнамента хатм — каллиграфической молитвен- ной формулы, вписанной в квадрат или прямоугольник, с нумерологической основой. Этот орнамент — геометрическая модель Космоса — используется в различных целях, в том числе, при проектировании зданий, и особенно популярен в знахарстве. Хатумеры подразделяются на типы, один из кото- рых — «три на три» — под названием «мечеть», оставляется пустым, без декора, поскольку символизирует место обитания Аллаха. Другой важный орнаментальный элемент — круг, солярный символ, — служит композици- онным центром, вокруг которого выстраивается рисунок. Среди зооморфных изображений встречаются ящуры, скорпионы, змеи, птицы и т.п. Кроме того, в собрании есть козья шкура, на которую нанесен магический орнамент в виде космогонических фигур и изображения доски алло .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=