Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 339 Весьма вероятно, что приведенный здесь список тональных противопостав- лений в ландума не является исчерпывающим, однако имеющихся данных уже достаточно, чтобы утверждать, что некоторые тональные противопоставления лексического и грамматического характера в ландума представлены, и в то же время — что они не характеризуют все лексемы или все грамматические формы в данном языке. Татаровская И. Г. (ИнАфр РАН, Москва) Дендроцентрическая картина мира в африканской мифологии и культуре Древние люди не умели мыслить абстрактно, они наделяли сверхъестествен- ный мир, мифический мир образами, которые помогали им идентифицировать себя в этом мире, помогали им находить ответы на разные вопросы бытия. Мифологическое сознание представляло Вселенную в виде конкретного образа, который складывался на основе мифологических представлений отдельного народа. В зависимости от облика Вселенной в мифологии народов мира насчи- тывают пять моделей мира. Одна из этих моделей — это дендроцентрическая модель, которая предстает в облике Мирового древа. В космогонических мифах некоторых африканских народов Мировое древо—это не только уменьшенная копия мироздания (микрокосм), но и стержень, опора, столб без которого мир «рухнет». Например, в мифологии догонов Космическое древо отождествля- ется со столбом, который поддерживает семь миров. Вертикальное членение Мирового древа на крону, ствол и корни соответствует трем уровням Вселен- ной, где крона символизирует небо, ствол землю, а корни потусторонний мир. В африканской мифологии и культуре Мировое древо — это живое суще- ство. Во многих африканских сказках и мифах дерево предстает как одушев- ленный персонаж. Оно видит, слышит, разговаривает, иногда ходит. Дерево как и любое живое существо способно производить на свет другие существа. Мировое древо в мифологии некоторых народов Тропической Африки высту- пает в качестве первопредка. Например, мифы фали, гереро рассказывают, что первые людей вышли из расщепившегося гигантского Дерева, которое произрастало в центре мироздания. Отсюда ведет свое происхождение Родовое древо, те. генеалогии. В эпической поэзии часто встречается описание рода через Родовое древо, где предок, родоначальник рода символизирует корень дерева, а его потомки — ветви. При изучении соматической части словарей многих африканских языков обращает на себя внимание значительная изоморфность образа человеческого тела и образа дерева. В первую очередь имеет место лексическое тождество, которое основано на общности употребления одних и тех же слов как для тела

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=