Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 340 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 человека, так и для «тела» дерева. Наиболее часто используются два типа лек- сических тождеств — это антропоморфная и дендроцентрическая мотивация. Изоморфность образа тела человека и образ дерева берет свое происхождение в мифологии. В мифах народов Тропической Африки встречается упоминание о «Древе жизни и смерти». Это Древо хранит в себе жизненную силу, бессмертие, но оно так же является местом, где прячется смерть. Идея зарождения жизни как некоего начала начал присутствует в образе Древа жизни. В африканской мифологии Древо жизни встречается имплицитно в ряде вариантов мотива «перворожденного дерева». Согласно одному из космогонических мифов догон, одним из первых сотворенных объектов было Дерево. Оно стало образцом и схемой дальнейших рождений предметов через сочетание разных комбина- ций элементов мира. Это «Первородное Дерево» в мифологии догон и бамбара превращается в божество. В космогонических мифах бамбара божество Пемба предстает в образе гигантского дереве «balanza» (белая акация). Бамбара счи- тают, что Пемба принял форму Дерева, чтобы установит свою власть над всеми земными существами. Он создал землю, научил людей разным искусствам, а люди взамен приносили ему жертвоприношения, в том числе и людскую кровь. Таким образом, Пемба предстает в мифологии бамбара в образе «Древа жизни». Но в то же время Пемба является носителем смерти. Он посылает смерть. Однажды мужчина залез на верхушку Дерева и сорвал с него все фрукты. Эти фрукты содержали в себе кровь людей, которую они принесли в жертву Дереву. После этого Пемба отказался защищать людей от смерти. «Запретный плод» был сорван. Мужчина, сделавший это, пытался бежать, но упал замертво. Первород- ный грех этого мужчины перешел на весь людской род. Идея божественного Дерева породила веру в «священную рощу», «священный лес». Фаттахова А. Р. (ИМОИиВ, КФУ, Казань) Арабские глаголы в языках агглютинативного типа (на примере суахили и татарского языка) Сравнительно-сопоставительное изучение неродственных языков в послед- нее время получило особую актуальность. Исследования подобного рода имеют большое значение для понимания языковой картины мира конкретной языковой общности и в то же время обусловлены практической значимостью при обучении иностранным языкам. Два неродственных агглютинативных языка — татарский, представитель тюркских языков и суахили, относящийся к языковой группе банту, — обога- тили свой словарный состав благодаря многочисленным заимствованиям из арабского языка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=