Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 342 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Таким образом, арабский глагол в суахили используется в исходной (глагольной) форме, а в татарском языке его значение передают произво- дные и составные глаголы, состоящие из иноязычного элемента в сочета- нии с аффиксом или вспомогательным глаголом татарского языка, образуя цельную семантическую единицу. В то же время использование составных глаголов с первым иноязычным элементом, например, арабским масдаром, не чуждо и африканскому языку: суах. habari -toa (-pasha) «сообщать ново- сти, информировать» (от араб. ḫabar «известие, весть»); татар. хәбәр итү «сообщать, извещать». Французов С. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Правление Лалибалы: титулатура, хронология, внешние связи Царь Лалибала из династии Загве считается одним из самых известных монархов в истории Эфиопии, прежде всего, благодаря приписываемому ему возведению в области Ласта уникального комплекса из 11 монолитных скальных церквей. Так что в отличие от остальных канонизированных заг- вейских царей его причисление к лику святых удивления не вызывает. Однако перед исследователем встает непростая задача провести четкое разделение между св. Лалибалой, чье житие было составлено в конце XIV — начале XV вв., и реальным правителем, царствование которого пришлось на конец XII — начало XIII вв. От Лалибалы дошли три подлинных документа — больше, чем от любого другого загвейского царя. Речь идет о дарственных, составленных от его имени на полях рукописных Евангелий. От одной из них, передававшей земельные наделы Собору Спасителя мира, входящему в упомянутый выше комплекс, из-за сильных повреждений удалось прочитать только 17 последних строк, представляющих собой охранительную формулу. В ней приведено тронное имя этого монарха – Габра Маскал 1 . Две других дарственных представляют собой аналогичные акты в пользу церквейЖивотворящего Креста, Пресвятой Богородицы и св. Матты, или Лива- ния , одного из Девяти преподобных (монахов византийского происхождения, внесших решающий вклад в христианизацию Эфиопии в конце V — начале VI вв.,), сохранились в т.н. «Золотом» Евангелии из монастыря Дабра Либа- нос, расположенного в Шимезане, на юге современной провинции Акэле-Гу- 1 Derat M.-L. Les donations du roi Lâlibalâ. Éléments pour une géographie du royaume chrétien d’Éthiopie au tournant du XII e et du XIII e siècle // Annales d’Éthiopie. 25. 2010. P. 19–24.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=