Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

XX. Круглый стол 364 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 потребности своих хозяев, зачастую совмещая это с ведением домашнего хозяйства своего господина. С приходом французов в Магриб многие женщины получили свободу. Это породило совершенно иной, уже европейский вариант элитарной проституции, известный как куртизанство 1 . Куртизанки жили независимо друг от друга, как правило, в городах и обладали весьма высоким статусом. Те из них, кто прошел обучение различным видам искусств, хорошо владел языками и редко появлялся на публике, именовались almée . Их связи с мужчинами ограничивались узким кругом фаворитов, что с лихвой окупалось щедрыми подарками и беззаботной жизнью. Менее удачливые из almée были вынуждены идти в танцовщицы, что автоматически понижало их статус, так как они имели репутацию «нечестных» женщин 2 . Французами были созданы и отдельные бордели для размещения прости- туток европейского происхождения. Позже французы создали даже отдельные районы, называемые Quartiers réservés (дословно «Заповедный район»), где вместе с женщинами могли также работать и жить их родные. Эти проститутки были зарегистрированы как во Франции, так и в колонии, и должны были обязательно проверять свое здоровье, за что взымалась отдельная плата. Такие женщины были известны как fille soumises («подчиненные [подведомственные] проститутки»). Самый известный из всех заповедных кварталов был создан в 1920-х гг. в Касабланке в районе под названием Бусби (Bousbir) для обслуги гарнизона, а позднее, дабы удовлетворить потребности все возрастающего числа европейцев, разросся до размеров города в городе. В нем на постоянной основе находилось до 1 тыс. женщин, он включал в себя магазины, рестораны и даже кинотеатр, и со временем стал туристической достопримечательностью, известной далеко за пределами Африки. Французская институционализация проституции оказалась исторически важна по ряду причин. Во-первых, она ни одна колониальная держава не имела ранее подобного опыта. Это был новаторский экспериментальный проект, который оказался настолько успешным, что впоследствии был воспроизведен англичанами в Египте. Во-вторых, проституция и проститутка из объекта превратилась в субъект стремительно вестернизируемого общества ислам- ского Магриба. Другое дело, что с уходом французов в 1962 г. этот институт оказался не востребован, как и сама вестернизация. В-третьих, удачный опыт институционализации проституции во французскомМагрибе стал модельным прообразом всей будущей глобальной индустрии постколониального секс-ту- ризма на Кубе, в Сиаме (Таиланде) и даже в Голландии. 1 Walonen M. K. Writing tangier in the postcolonial transition: space and power in expatriate and North African literature. New York: Routledge, 2016. P. 49. 2 Самыловская Е. А. «Belly dance» как феномен современной трансформирующейся российской культуры // Россия в глобальном мире, № 4 (27). 2014. С. 468.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=