Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 400 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 «расползаясь» и создавая ячейки по всему миру, однако самой благоприятной территорией для проникновения его идеологии, безусловно, является мусуль- манский Восток. Колониальная политика европейских держав в XVIII–XIX веках охватила всюАфрику, и алауитское Марокко не стало исключением. По итогамФесского договора (1912 г.) султанат перешел под протекторат Франции, что вызвало массовое негодование 1 . В течение 44 лет подчинения парижским властям в Марокко неоднократно вспыхивали бунты, однако всем им не хватало орга- низованности и лидера. Единственным по-настоящему серьезным восстанием стала Рифская война (1921–1926 гг.), охватившая север Марокко. Тогда власть на этих территориях захватил берберский эмират Риф под предводительством Абд аль-Крима, который решил идти хорошо известным путем и в качестве объединительного элемента выбрал джихад 2 . После Второй мировой войны, за участие в которой марокканцам были обе- щаны различные льготы вплоть до снятия протектората, ситуация в стране не поменялась. Французы не собирались даровать землю «туземцам» просто так. В конечном итоге постоянные массовые митинги, партизанские выступления, в ряде районов страны, перешедшие в повстанческое антифранцузское движе- ние, и политический кризис, вызванный попытками сменить короля, вылились в революцию. В марте 1956 г. Франция признала независимость Марокко. Последующие годы ознаменовали собой период жесткого отношения к сто- ронникам радикализма и исламизма. В последователях данных течений видели угрозу стабильности страны и королевской власти. В связи с этим, МухаммадV (1927–1961) и, особенно, Хасан II (1961–1999) оставались приверженцами жесткого курса в отношении политического ислама. Приход к властиМухаммада VI в 1999 г. изменил ситуацию с политическим исламом в стране, вызвав либерализацию позиции властей в отношении его приверженцев. Последние два раза выборы в парламент (2011, 2016 гг.) выи- грывала Партия справедливости и развития (ПСР), официально называемая исламистской, однако придерживающаяся умеренной ветви данного течения. На политическом уровне марокканский режим — абсолютная монархия с конституцией и многопартийной политической системой. Это означает, что ИГИЛ и иные исламисты всегда вынуждены были конкурировать в Марокко с режимом и гарантом стабильности в лице короля. В конституции Королевства указано, что монархия обладает собственной религиозной легитимностью и, по сути, считается «священной». Ислам — официальная религия государства, а король — религиозный и политический лидер страны и, следовательно, продолжатель исламской традиции, восходящей к пророку Мухаммаду. 1 A history of Islamic societies. Cambridge, 2002. Р. 327–333. 2 Fabei S . Storia del Marocco moderno dai protettorati all'independenza. Rende (CS): Irfan edizioni, 2014. P. 21–28.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=