XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 125 Иранистика и афганистика лизм распространился в Балхе, Нишапуре, Мазандеране, Систане, Хорасане, Куме. В конце XI в. Хассан ибн Саббах основал на территории Ирана, в государ- стве тюрков-сельджуков, исмаилитское государство с центром в Аламуте. Это было государство в государстве, опиравшееся на доктрину имамата шиитского ислама. Политической цельюХассана ибн Саббаха было свержение правления сельджуков в Иране. Идеологические аспекты исмаилитского движения были обусловлены тесным взаимодействием религии и политики. Авторитет имама и безоговорочное повиновение ему составляли основу политической доктрины секты исмаилитов. Сведения об иранских исмаилитах-ассасинах можно найти как в персид- ских, так и в грузинских источниках. Эти источники четко отражают политиче- скую, религиозную и социальную активность исмаилитов в Иране и на Кавказе, включая Грузию. Цель доклада —охарактеризовать религиозно-политические аспекты деятельности иранских исмаилитов на основе персидских и грузин- ских исторических источников, показать значение исмаилитского государства как политического образования, боровшегося с сельджуками, а также осветить деятельность ассасинов наЮжном Кавказе и в Грузии, в частности, в Тбилиси. В докладе используются методы сравнительного, комплексного и критического анализа источников. О важности появления исмаилитского государства в Иране свидетель- ствуют оценки авторитетных персоязычных историков, в том числе Рашид ад-Дина, Джувейни, Мирхонда. Также заслуживают внимания сведения Ибн аль-Асира. В этих источниках приводится интересная информация о жизни и деятельности Хассана ибн Саббаха, становлении государства исмаилитов, их религиозно-политической иерархии, идеологии, образе жизни и социальных обычаях. В докладе рассматриваются стратегия, методы и географический охват политической борьбы ассасинов. Персидские и грузинские источники четко выражают отношение международного политического, религиозного и научного сообщества того времени к исмаилитскому государству и агрессив- ной идеологии ассасинов. Противостояние между сельджуками и исмаилитами хорошо отражено в «Сийасат-нама» («Книга о правлении») Низам ал-Мулка, где исмаилитам, объявленным врагами ислама, посвящена отдельная глава. Число жертв религиозно-политического террора ассасинов очень велико. В их число входили представители сельджукской политической и религиозной элиты. Согласно грузинским и персидским источникам, Тбилиси также относился к тем территориям, на которых действовали ассасины. Из-за географической и политической близости к Ирану мусульманская община Тбилиси тоже ока- залась под влиянием исмаилитов. Преступные действия исмаилитов в Тбилиси косвенно отражены в сообщении Рашид ад-Дина, согласно которому в 1139 г. тбилисский ассасин Ибрагим Дамгани убил кадия (судью) Тбилиси, пригова-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=