XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

126 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IV рившего исмаилитов к смерти. Большой интерес представляют сведения об исмаилитах, сообщаемых грузинским летописцем. Историк приводит важную информацию о борьбе грузин и монголов против Аламута, закончившейся уничтожением исмаилитского государства. Баконина М. С. (РИСИ, Москва) Исламская Республика Иран: опыт исламского феминизма «Исламский феминизм», как политическая и социальная конструкция поя- вился в середине ХХ в. Идеологи исламского феминизма считали, что изменить патриархальные традиции исламского социума и добиваться гендерного равен- ство следует опираясь на классические для ислама источники – Коран и Сунну. С их точки зрения таким образом можно доказать, что дискриминационные нормы социального регулирования в шариате являются либо пережитками чуждых доисламских обычаев, либо позднейшими наслоениями, от которых необходимо избавиться. Однако исламский феминизм не стал массовым движением даже в мусульманских общинах на Западе. Однако именно там мусульманкам удалось добиться относительной независимости от патриархата в семейных отношениях, права учиться и путешествовать, сравнительного равноправия в мечетях и даже возможности вести намаз в качестве имама. Что касается большинства мусульманских стран, то там заметные перемены в положении женщин связаны либо с действиями секулярных политических партий, как в Тунисе, либо определяются милостью правителя, как в Саудов- ской Аравии. Исламская Республика Иран в этом отношении является страной, где под давлением общественного мнения и в результате целенаправленной деятельно- сти женщин-активисток и при содействии отдельных реформаторски настро- енных шиитских клириков модифицировалось шариатское законодательство, принятое после Исламской революции, менялся подход к роли женщин в семье и отношение к их участию в политической и общественной жизни. Благодаря социальной сегрегации женщин, введенной в ИРИ после револю- ции, кардинально выросло число женщин со средним и высшим образованием, так как набожные иранцы начали отправлять в школу девочек, увеличилось количество женщин, получающих религиозное образование, что открывает некоторым из них возможность карьеры в этой сфере и дает право быть избранными в Совет экспертов. Многие иранки были вовлечены в политику – баллотируются в меджлис и Совет экспертов, в местные законодательные собрания, занимают высо- кие должности в правительстве. Ультраконсерватор Махмуд Ахмадинежад,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=