XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 127 Иранистика и афганистика как впоследствии умеренный кандидат в президенты Хасан Роухани были вынуждены включить в свои предвыборные программы отдельные положения о расширении участия женщин в иранской политической и общественной жизни. Иранские активистки долгое время отстаивали право женщин претен- довать на пост президента, который по умолчанию считается «мужским», хотя это напрямую не запрещено Конституцией и даже в консервативном Совете стражей сейчас допускают возможность регистрации женщин-кандидатов на президентских выборах 2021 года. В ИРИ постепенно смягчалось семейное законодательство и взгляды социума на брак и семью, менялось отношение к мужскому доминированию и опеке, оспаривалось право главы семьи на безраздельную власть над чадами и домочадцами, принимались законы о защите женщин и детей от семейного насилия. В Иране за последние годы изменились требования к хиджабу, женщины последовательно добивались и добились права посещать стадионы или зани- маться такими видами спорта, как альпинизм, мотогонки или традиционная борьба «варзеш-е зурхане». Эти перемены могут показаться не значительными, но в реальности они доказывают возможность серьезных и значительных изме- нений в сфере гендерного равенства в рамках шариатского законодательства. Изменение представлений о роли и месте женщины в семье и обществе сталкивалось с противодействием со стороны консервативного шиитского духовенства, иранских политиков и силовиков, что безусловно замедляло про- движение к гендерному равенству. Но анализ ситуации в современном Иране показывает, что исламский феминизм больше не является чисто теоретическим конструктом, предполагающим лишь пересмотр патриархального толкования Корана и Сунны. Феминистское движение в Иране позволяет трансформиро- вать шариат ради достижения гендерного равенства, причем в условиях строго исламского характера государства и законодательства. Башарин П. В. (РГГУ, Москва) Происхождения хорасанского культа святых ( awliyā ʾ ) Считается, что учение о святых ( walī , мн. ч. awliyā ʾ ) в исламе следует возводить к Корану, где термин walī (от корня wly «быть близким») встре- чается в значении «покровитель», «заступник» применительно к Богу и Мухаммаду. С другой стороны, к людям применяется термин mawālī (ед. ч. mawlā ) «находящиеся под покровительством». В хадисах одно из значений, закрепившихся за лексемой walī «друг» переосмысливается в «близкий, при- ближенный к Богу» ( walī Allāh ). В традиции ранних подвижников-аскетов

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=