XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 179 Источниковедение и историография народов Кавказа Самым известным и «главным» из вышеперечисленных святилищ является Дыдрыпшь ныха, которое находится на горе Дыдрыпш. Впервые это святи- лище было описано в 1879 г в газ. Кавказ в Я. Пасхаловым 1 . Позже, в 1898 г., Н. Джанашия в журнале «Моамбе», опубликовал статью «Абхазы» 2 , где также, как и Я. Пасхалов, дает подробное описание святилища Дыдрыпш, а также значение названия святилища. По их сообщению, абхазы почитают не только место, где находится свя- тилище, но и саму гору. Абхазы настолько верили в святость этого места, что даже преследуемый враг, который скрылся на горе, не подвергался наказанию. Святилище Дыдрыпш служило местом самой верной присяги абхазов, среди которых считалось, что из-за пустяка клятву не дают. Я. Пасхалов сооб- щает о том что, ложно присягнувший на этой горе подвергается неминуемой каре свыше. «С чувством благоговения, вспоминает об этой горе и когда, по призыву рока, суждено явиться туда ему на присягу, он робко, в душевном волнении, вступает на гору и, под давлением фанатического страха, должен произнести истину», — пишет Н. С. Джанашия. Направляясь на гору к месту святилища, проводники объяснили, что это место неприкосновенное. По объ- яснению абхазов нарушителя ждет божье наказание. Интересным является мнение абхазов об отношении к святому месту. Они считали, что не только человек не подходит к нему, но и животные. Когда домашние или дикие животные пасутся и приближаются к границам Дыдрыпша, сами по себе возвращаются обратно из-за страха или уважения к иконе, которая там нахо- дится. Страх и почитание или уважение к ней имеют не только дети Адама, но и стихия и животные. Проводники, как правило, заканчивали свой путь на высоте около 500 футов. Дальше они указывали на место, которое по их словам было святым, где давали присяги и произносили очистительные молитвы. Боязнь перед святилищем для абхазов было настолько распространена, что не каждый решался подойти без повода к месту принесения присяги. Многие проводники-абхазы отказывались идти туда, показывая направление сами оставались неподалеку. Это самое место абхазы называли «место сидения» иконы. Кроме того, они считали, что здесь похоронен амаалықь -ангел могилу которого так и не была найдена. По сообщениям очевидцев на святом месте стояло большое раскидистое красное дерево-негной из семейства тисовых. Здесь же находились развалины небольшого каменного храма, усыпальница во имя божества — Анысныха (икона души матери). Нижние ветви выше- указанного дерева, были обвешаны разными металлическими предметами, 1 Пасхалов Як. «Дудрипш» святая гора в Абхазии // Кавказ. 1874. № 141. С. 1–2. 2 Джанашиа Н. С.Абхазы (Этнографические заметки). Дыдрыпш // Моамбе, 1898. № 9. С. 18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=