XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 319 Источниковедение и историография Китая и идеологической реальности в современном Китае. Так, согласно разъяс- нениям редакционной комиссии, образовательный стандарт по истории для средней школы отвечал пяти основным целям, в соответствии с которыми организовывалось изложение исторического материала и расставлялись смыс- ловые акценты. Эти пять целей включали: стремление продемонстрировать историко-культурные достижения китайской цивилизации, выявить особен- ности революционного этапа истории — нелегкий путь КПК к управлению страной, — подчеркнуть сплоченность многонационального общества КНР и привить понятие общности судьбы, акцентировать понятия национального суверенитета и целостности территории Китая, и в то же время привить так называемое «океаническое сознание», подразумевающее признание островных территорий Китая и роль страны как открытой океану державы, и, наконец, формирование интернационального мировоззрения, предполагающего призна- ние мультиполярного мира, но объединенного единой судьбой. Обращает на себя внимание тот факт, что утвержденный в 2017 г. обра- зовательный стандарт по истории подвергся идейным правкам уже через несколько лет, в 2020 г., несмотря на устоявшуюся практику редактирова- ния стандарта один раз в 10 лет. Весьма примечательно, что содержательно внесенные правки отразили принципиальные установки руководства КНР относительно развития образования, озвученные во время знаковых меро- приятий — XIX съезда КПК в 2017 г., а также Национальной конференции по образованию в 2018 г. Прежде всего следует отметить, что текст новой редакции стандарта еще более акцентирует личный вклад Си Цзиньпина в разработку идейной основы образовательных преобразований. Так, прежняя формулировка об образова- тельных задачах, выдвинутых на XIX съезда КПК, уступила место новой, в которой указывается, что эти цели были обозначены Си Цзиньпином на заседании Национальной конференции по образованию. Вслед за основными установками, озвученными на конференции 2018 г., к перечню аспектов вос- питания добавился еще один — трудовой. Измененный стандарт был допол- нен разделами, подчеркивающими роль труда в общественно жизни через исторические примеры деятельности известных китайских ремесленников. Получила свое дальнейшее развитие тема героизма и героизации китайской истории. Соответствующие разделы стандарта обогащены множественными примерами героических деяний, призванных пробуждать гордость за страны и вдохновлять на новые достижения. Особое значение уделяется изучению истории мирового реформаторского опыта, что подчеркивает важность посте- пенных преобразований, но не радикальных изменений. Иными словами, сегодня школьное историческое образование в Китае транслирует ключевые партийные установки—исключительность китайского пути развития, возрождение китайской нации, постепенность преобразований.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=