XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

320 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция IX Скрыпник Е. С. (ИВ РАН, Москва) «Шачжоуская песня- яо начального года [правления под девизом] Цзай-чу» как источник по правлению У Цзэ-тянь (624–705) Правление У Цзэ-тянь 武則天 (624–705) — единственной в истории Китая женщины, получившей мужской титул императора- хуанди 皇帝  — обычно реконструируется по стандартным историям 1 и труду Сыма Гуана 司馬光 «Все- проницающее зерцало, управлениюпомогающее» 2 . Однако авторыофициальных хроник—учeные-конфуцианцы—изначально были настроены к женщине-пра- вителю сугубо отрицательно 3 , к тому же время написания этих трудов отстоит от периода правления У Цзэ-тянь на несколько столетий, что позволяет нам усомниться в достоверности ряда описываемых там событий. В этой связи пред- ставляется максимально важным изучение синхронных правлению У Цзэ-тянь источников. В нынешнем докладе мы рассмотрим один из них—«Шачжоускую песню- яо начального года [правления под девизом] Цзай-чу 4 » 载初元年沙州歌谣 . Данный материал содержится в сборнике «Нить схем управления дуду Шачжоу» 沙州都督府圖經 , сохранившемся во французском собрании дунь- хуанских документов П. Пеллио (р. 2005) и представляющем собой истори- ко-географическое описание соответствующей местности 5 . Некоторые главы сборника были записаны в конце VII в. правителемШачжоу Ли У-куем 李無虧 . Ряд исследователей предполагает, что песня- яо была создана самим Ли У-куем, стремившимся таким образом выказать почтительность УЦзэ-тянь, хотя тексту произведения и сопутствует комментарий о народном его происхождении 6 . В песне мы находим упоминания о важных исторических событиях, опи- санных и в стандартных историях, — подавлении в 684 г. мятежа Сюй Цзинъе 徐敬業 и казни опального министра Пэй Яня 裴炎 . В отличие от официальных хроник, повествующих об этих инцидентах сухо и лаконично, текст песни восхваляет У Цзэ-тянь, покаравшую мятежников и восстановившую мир в государстве. Песня содержит указание и на локальные проблемы, коснув- 1 «Старая книга [о] Тан» 舊唐書 («Цзю Тан шу»), завершена к 945 г.; «Новая книга [о] Тан» 新唐書 («Синь Тан шу»), завершена к 1060 г. 2 «Цзы чжи тун цзянь» 資治通鑑 , завершена к 1084 г. 3 Попова И. Ф. Наставление «Правила подданных» («Чэнь гуй») танской импера- трицы У-хоу// Российское востоковедение в память о М. С. Капице: очерки, исследо- вания, разработки. М. Муравей. 2001. С. 127. 4 Годы под девизом правления Цзай-чу 载初 — 689–690. 5 Ху Кэсянь. «Дуньхуан себэнь „Шачжоу гэяо“ юй „Шачжоу сянжуй“»// Сылу юй Тан ши. 2019. №3. С. 116. 6 ФэнЮйсинь. «ТанШачжоу цыши Ли Укуй каои»// Шихэцзы дасюэ сюэбао (чжэсюэ шэхуэй кэсюэ бань). 2014. №6. С. 120.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=