XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 321 Источниковедение и историография Китая шиеся непосредственно Шачжоу и его обитателей, — нападения кочевых племeн и разбойничьих ватаг. Эти сложности также были легко разрешены императрицей, чьи войска быстро усмирили интервентов и бандитов. В тексте также нашли отражение основные аспекты пропагандистской деятельности, развeрнутой У Цзэ-тянь в попытках обосновать легитимность своего права на императорский престол. В первую очередь это касается воз- ведения традиционного символа государственности — «Пресветлого зала» 明堂 (Минтана). В тексте подчеркивается соответствие Минтана У Цзэ-тянь основополагающему принципу традиционной архитектурной композиции «Пресветлого зала» — «сверху — круглый, снизу — квадратный» 上圓下方 . Также песня напоминает об обретении в 688 г. в водах реки Лошуй «драгоцен- ной схемы»- баоту 寶圖 , надпись на которой предсказывала скорое воцарение У Цзэ-тянь, что и произошло в 690 г. Таким образом, текст восхваления содержит в себе общие и наиболее характерные черты образа, который У Цзэ-тянь, по-видимому, хотела создать в глазах своих подданных. Отметим, что в тексте не содержится намeков на буддийскую тематику, что свидетельствует о том, что на первом этапе пропаган- дистской деятельности императрица делала упор на традиционные элементы политической идеологии, широкомасштабная же поддержка буддийского учения и попытки ассоциировать себя с буддийским монархом пришлись на несколько более поздний период нахождения У Цзэ-тянь у власти. Смирнова Н. В. (ПетрГУ, Петрозаводск) Женщины-реформаторы в движении за реформы в Китае в конце XIX в. в работах Наньсю Цянь НаньсюЦянь, профессор китайской литературывЦентре азиатских исследова- нийЧаоприШколе гуманитарныхнаук американскогоУниверситета Райса, в рабо- тах «Возрождение традиции сяньюань (достойные дамы): женщины в реформах 1898 г.» 1 , «Политика, поэтика и гендер в позднем Цинском Китае: Сюэ Шаохуэй (1866—1911) и эпоха реформ» 2 раскрыла вклад активных, оптимистичных и само- достаточных женщин-реформаторов в обновление Китая в конце XIX века. В 1898 г. была организована кампания за женское образование, возглавляе- мая основанной 31 мая 1898 г. первой китайской школой для молодых женщин из семей элиты. Писательница Сюэ Шаохуэй подготовила «Предложения о создании школы для девочек с предисловием» (1897 г.). Лян Цичао в эссе 1 Nanxiu Qian. Revitalizing the Xianyuan (Worthy Ladies) Tradition: Women in the 1898 Reforms // Modern China. Oct., 2003, Vol. 29, No. 4. P p. 399–454. 2 Nanxiu Qian. Politics, Poetics, and Gender in Late Qing China: Xue Shaohui (1866–1911) and the Era of Reform. Stanford: Stanford University Press, 2015. 392 pp.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=