XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 1

Россия и Восток. К 100-летию политических и культурных связей новейшего времени. Т. 1 403 Монголоведение, тибетология, буддология в семантический класс субъекта номинализируемого глагола (или в класс прямого дополнения — для генитива дополнения). Например, в конструкции sgra’i sbyor-ba ‘добавление показателя’, субъект генитивного отношения sgra ‘ грамматический показатель’ должен входить в класс, указанный для пря- мого дополнения глагола sbyor ‘добавлять’. В конструкциях с придаточными предложениями, наоборот, номинализованный глагол становится субъектом генитивного отношения (например, bla-mas sbyar-ba’i sgra ‘показатель, добав- ленный ламой’) и, таким образом, аналогичные требования предъявляются уже к объекту генитивного отношения ( sgra ). Показатель генитива также часто используется в конструкциях с после- логами — постпозиционными отыменными единицами с пространственной, темпоральной или телеологической семантикой (например, ched-du ‘ради, с целью’, steng-du ‘на’ и др.). Анализ морфологического и синтаксического поведения данных единиц в текстах корпуса позволил расценивать послелоги как преимущественно именные единицы с низкой степенью грамматикализации, и, следовательно, моделировать их значения как значения существительных. Ямпольская Н. В. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Монастырь Аблай-хит как центр книжности: примеры взаимопроникновения монгольской и ойратской письменных культур в XVII в. «Ясное письмо» (ойр.  todo bičiq ) было создано ойратским учeным-ламой Зая-пандитой Намхай Джамцо (1599–1662) на основе монгольской письмен- ности в 1648 г. Первые десятилетия существования алфавита todo bičiq не оставили нам почти никаких письменных источников — практически все сохранившиеся памятники ойратской письменности имеют датировки не ранее XVIII в. (самая ранняя датированная рукопись на «ясном письме» — письмо джунгарского Галдан-Бошогту-хана русскому царю 1691 г.). Отсутствие материальных свидетельств использования todo bičiq во 2-ой пол. XVII в. не позволяет судить о том, как широко была распространена эта система письма, и насколько быстро она вытеснила монгольскую письменность в ойратской среде. О том, что монгольское письмо было в ходу у ойратов и некоторое время после создания todo bičiq , свидетельствует письмо торгутскогоШукур-дайчина царюАлексейМихайловичу, написанное на монгольском языке (1661 г.). Новые наблюдения могут быть сделаны на основе изучения материалов, недавно введeнных в научный оборот — рукописей, обнаруженных в разное время в джунгарском монастыре, известном под названием Аблай-хит (от монг. abalai-yin keyid — монастырь Аблая).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=