XXXI Международный конгресс ИИСАА. 23–25 июня 2021 г. Т. 2

182 XXXI Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Секция XVI Борькина А. Ю. (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) Исчезновение как способ существования: примирение с утратой и парадоксы человеческой памяти в романе Огава Ёко «Полиция памяти» и рассказе Каваками Хироми «Исчезнуть» Роман японской писательницы Огава Ёко 小川洋子 (р. 1962) «Полиция памяти» (яп. 密やかな結晶 , «Хисояка-на кэссё», букв. «Тайный кристалл») 1 , опубликованный в Японии еще в 1994 г., в 2020 г. был переведен на английский язык и сразу же стал на Западе сенсацией, войдя в шорт-лист Международной Букеровской премии. Сюжет данного произведения, как и ряда других работ писа- тельницы, построен вокруг проблемыутраты—герои, обитающие в герметичном пространстве острова, регулярно сталкиваются с исчезновением тех или иных предметов и последующим стираниемвоспоминаний о них. Аналогичные мотивы прослеживаются и В небольшом рассказе Каваками Хироми 川上弘美 (р. 1958) «Исчезнуть» (яп. 消える , «Киэру») 2  — в нем в семьях героев, проживающих в некой общине, случаются необъяснимые явления—люди внезапно пропадают, а окружающие начинают делать вид, что их никогда не существовало. Интересно, что рассказ вышел в свет в 1996 г. в составе удостоенного премии Акутагава сборника «Наступить на змею» (яп. 蛇を踏む , «Хэби-о фуму») и был переведен на Западе, как и роман Огава Ёко, лишь спустя почти двадцать лет, в 2017 г. Феномен утраты, к которому приковано внимание писательниц, проявляется в произведениях в разных ипостасях. С одной стороны, исчезновение становится формой властного контроля в странных мирах, где существуют персонажи. Зло- вещая Тайная полиция в романе Огава Ёко жестко контролирует вымарывание воспоминаний об утраченном, а также изолирует людей, не способных к заб- вению. Каваками Хироми устами главной героини излагает основополагающее правило проживания в ее общине — в каждой семье должно быть не более пяти человек, иначе кому-то неизбежно придется исчезнуть. Утрачивая вместе с памятью идентичность, собственный нарратив, герои пытаются восстановить разорванную преемственность через материальные объекты, служащие для них опорными точками в процессе формирования «постпамяти» — воссоздания с помощью воображения и проецирования новых воспоминаний у тех, кто не был непосредственным свидетелем травматического события 3 . 1 Огава Ёко. Полиция памяти / Перевод с японского: Дмитрий Коваленин. СПб., 2021. 2 Каваками Хироми 川上弘美 . Киэру 消える [Исчезнуть] // Каваками Хироми 川 上弘美 . Хэби-о фуму 蛇を踏む [Наступить на змею]. Токио, 1999. 3 Hirsch Marianne. The Generation of Postmemory // Poetics Today 29:1 (Spring 2008). Porter Institute for Poetics and Semiotics, 2008. P. 103–128.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=